Локомотив с характером
Электровоз серии ВЛ80с под номером 648 дважды особенный: у него есть свой характер, а также – имя. В июне 1986 года, к 50-летию отраслевого издания, ему дали название «Железнодорожник Белоруссии».
…В цехе по техническому обслуживанию и ремонту локомотивов в депо Барановичи кипит работа. На ремонтных позициях в ожидании обновления комфортно устроились две зеленые «эски».
А вот 648-й оздоровили текущим ремонтом (ТР-3) несколько недель назад, продлив ему назначенный срок службы еще на пять лет.
– Изначально в депо делали только ТО-2 и ТР-1 для ВЛ80с, постепенно стали проводить текущие и капитальные, а сегодня выполняем все виды ремонта, – рассказывает старший мастер участка по ремонту электровозов Юрий Добыш. – Данный локомотив пополнил наш парк в 1982-м. С тех пор этот восьмиосный грузовой электровоз производства Новочеркасского электровозостроительного завода трудится на маршрутах до Бреста, Минска, Орши, Молодечно, Борисова, Осиповичей и не только. Количество пройденных им километров идет на миллионы. Локомотив очень выносливый, но требует особого внимания и хорошего ухода, как, впрочем, и любая техника.
В этом я лично смог убедиться, когда после окончания БелГУТа начал работать в депо слесарем по ремонту подвижного состава. Уверен, нам удается подбирать к нему и другим локомотивам нужные ключи (в прямом и переносном смысле), что подтверждает солидный «трудовой стаж» машин.
Каждый винтик «Железнодорожника Белоруссии» отлично знает слесарь по ремонту подвижного состава Александр Полуянчик. Он из числа тех, кто тогда начинал работать с новым подвижным составом – электровозами ВЛ80с (они впервые пришли в депо в начале 1980-х).
– Постигать новое всегда непросто, но очень интересно, – отмечает Александр Григорьевич. – Каждый в нашей бригаде отвечает за оздоровление определенных узлов и агрегатов. Я и еще несколько моих коллег обеспечиваем работоспособность тяговых электродвигателей. Их на ВЛ80с восемь. Ежедневно делаем до 20 единиц: заменяем щетки, осматриваем изоляторы, а также коллектор и многое другое. Для 648-го мы также провели основательный ремонт двигателей во время последнего оздоровления. Иметь дело с этим локомотивом не всегда просто: у него, словно у человека, разное настроение, от которого зависит объем работ. Однако электровозы ВЛ80с – это локомотивы, отмеченные Государственным знаком качества. Такой присвоен и машине с названием «Железнодорожник Белоруссии».
Именной локомотив, как признается собеседник, вызывает особое уважение. Во-первых, с газетой они давние друзья: отраслевое издание читает столько, сколько работает в депо (уже более 40 лет). Особенно интересны события культурно-спортивной жизни Белорусской магистрали, очерки о людях. Во-вторых, он сам не раз становился их героем. Например, в минувшем году Александр Григорьевич был удостоен высокой государственной награды – ордена Почета. Публикацию, приуроченную к этому событию, а также все другие материалы о себе он сохраняет, с гордостью и удовольствием показывает внучкам Александре и Анастасии.
– В «Железнодорожнике…» каждый может найти для себя что-то интересное, – отмечает Александр Полуянчик. – Желаю газете процветания и увеличения числа подписчиков, а журналистам – творческих успехов.
В семейном архиве старшего мастера Юрия Добыша тоже хранится вырезка из отраслевого издания – за 1996-й. Это фотография его отца Владимира Анатольевича, в прошлом – машиниста тепловоза и дизель-поезда локомотивного депо Барановичи. На предприятии работала нарядчиком и мама собеседника Наталья Николаевна. Родоначальник династии – Николай Федорович Каменский – после войны 46 лет трудился в депо слесарем. Продолжают дело внуки – Юрий, а также его брат Владимир – слесарь по ремонту подвижного состава. Семью Добыш объединяет не только профессия железнодорожника, но и интерес к любимой газете.
– Нравятся материалы про наших ветеранов. Такие разные судьбы и такая преданность выбранному делу. Производственная тематика всегда привлекает. Было бы полезно узнать, как на предприятиях проводят различные ремонты – шаг за шагом, – делится мнением Юрий Владимирович. Старшим мастером он работает третий год, «Железнодорожник…» читает с тех пор, как пришел в депо, – с 2005-го. – Вдвойне приятно, когда пишут про коллег. И когда оценивают их труд, в том числе и публикацией, – это и радость, и гордость. Хотел бы пожелать газете развития, достижения новых высот.
После общения с мастерами своего дела из локомотивного депо Барановичи не осталось сомнений, что именной электровоз ВЛ80с-648 в надежных руках. А значит, еще долгие годы он будет курсировать по Белорусской, привлекая внимание пассажиров своим названием и напоминая о том, что у дороги есть свое печатное издание, посвященное магистрали и ее людям.
Анастасия
МЕЛЕХОВА