Разные пути, а дорога – одна
Постоянным читателям газеты «Железнодорожник Белоруссии» хорошо знакомы эти имена – Станислав Савченков и Анастасия Мелехова. Их авторские материалы актуальны и интересны. А еще они очень увлеченные и влюбленные в свое дело люди. Станислав Борисович долгие годы трудился на железной дороге, был корреспондентом отраслевого издания. Не расстается с журналистикой и сейчас: в свои 80 лет он является нашим активным внештатным автором. Насте (именно так мы обращаемся к коллеге) всего 24 года, она еще в начале большого творческого пути, но уже запомнилась читателям своими материалами. Два взгляда на железную дорогу и ее людей. Два журналиста. Два поколения.
– Работа корреспондента – это большой труд, высокий уровень ответственности и широкий кругозор, – говорит Станислав Борисович. – В профессию я пришел достаточно поздно, но совершенно осознанно. Родился в Астрахани, но с детства живу в Минске. Всей семьей приехали сюда 4 января 1951 года. Поселились в доме напротив вокзала, в коммунальной квартире на пятом этаже. Отец был начальником геофизической станции службы пути. Так получилось, что именно он повлиял на мой приход в журналистику. После школы я окончил музыкальное училище, работал в Государственном народном хоре БССР. Было интересно, за 14 лет много где побывал, но всегда хотел получить высшее образование. Даже подумывал пойти на юридический факультет, но отец сказал: журналистика! И в 1970 году я окончил этот факультет БГУ. На железную дорогу пришел в 1975-м, работал инструктором в Дорпрофсоже и параллельно писал как внештатный автор в газету «Железнодорожник Белоруссии». Тогда мы располагались в одном здании, так что далеко идти не пришлось.
А в 42 года я стал штатным корреспондентом. Редактором тогда был Иван Шутик. Газета выходила три раза в неделю на четырех полосах, была черно-белой. Первую заметку в статусе корреспондента написал о станции Степянка. После было много разных материалов, командировок, встреч. Доводилось бывать и в Костюковичах, на станции Коммунары. А вообще сложно вспомнить, где я не был в Могилевском отделении, которое курировал. Писал о производстве, культуре, передовиках. Работа журналиста отраслевого издания как раз и отличается тем, что у нас нет узкой специализации или, как говорят, «коридора». Нужно уметь писать обо всем. Такие мы многостаночники… Помню, как получил задание сделать материал о футбольном матче с участием руководства отделения и дороги. Казалось: где я с музыкальным образованием, а где спорт? Но, ничего, справился!
Вспоминается многое: предприятия, события, люди, с которыми доводилось встречаться. Это, наверное, самое интересное в моей работе – новые знакомства. Но не все так просто, как может показаться. Очень важно не только найти
к каждому человеку подход, но и самому подготовиться к интервью заранее – узнать о профессии собеседника, расспросить о нем руководство предприятия или коллег. Много есть способов, чтобы решить такую задачу, и журналист должен всеми ими владеть. И, конечно, важно зацепить, заинтересовать читателя, рассказать ему о чем-то, чего он еще не знал. Например, запомнилась мне работа над материалом о бывшем начальнике магистрали, на тот момент председателе Совета ветеранов дороги Евгении Павловиче Юшкевиче. Он очень много сделал для магистрали, и мне поручили подготовить статью к его юбилею. Про этого человека уже было написано немало, а так хотелось найти что-то новое, показать его с другой стороны. И я подумал, Евгений Павлович – человек заслуженный, лично знал многих известных людей, встречался с руководством СССР и БССР. Что он делал? Какие вопросы ставил? Об этом не писали! Евгений Юшкевич рассказал мне про то, как на встречах в Москве поднимал вопрос по дальнейшей электрификации участков Белорусской магистрали. Как ратовал за возобновление выхода отраслевых транспортных изданий и, в частности, нашей газеты.
В результате всех стараний в 1966 году после трехлетнего перерыва «Железнодорожник Белоруссии» вновь увидел свет. А я, благодаря общению с Евгением Павловичем, получил уникальный материал для статьи. За все годы своего существования «Железнодорожник Белоруссии» много писал и пишет о людях. В основном это представители рабочих профессий: монтеры пути, слесари, осмотрщики-ремонтники вагонов, составители поездов, машинисты… Важно показать их труд, дать возможность со страниц издания поделиться опытом, рассказать о своих увлечениях, ведь на железной дороге столько талантов. С высоты своего опыта хочу сказать, что журналистика – это труд от первой до последней строчки. Как и работа железнодорожника. Все, что мы делаем – на виду. Белорусская магистраль поддерживает свою газету, что очень важно. Ведь издание хоть и отраслевое, но не ограничивается одним предприятием или городом. Охват, как и у дороги: вся Беларусь! Творческий коллектив сформирован хороший, поэтому газете хочу пожелать читательской любви, чтобы она продолжала освещать работу магистрали и способствовала улучшению ее производственных показателей. Ведь, в конце концов, к этому все ведет. Я и сам продолжаю сотрудничать с изданием и при этом всегда чему-то учусь, – делится Станислав Борисович.
– Учиться нужно постоянно, и я это уже хорошо поняла, – продолжает беседу корреспондент газеты «Железнодорожник Белоруссии» Анастасия Мелехова. – Стараюсь читать больше книг, различных СМИ. Посещаю интересные лекции или встречи с известными журналистами.
В чем-то импонирует Владимир Познер и Юрий Дудь. Но я же работаю в отраслевом издании, поэтому многому учусь у коллег, с которыми мне повезло: и с новой темой помогут разобраться, и заголовок оригинальный придумают. А какое прекрасное у всех чувство юмора! Станислав Борисович сказал, что по работе бывал в моих родных краях – Костюковичском районе, на станции Коммунары. Неподалеку расположен агрогородок Крапивня, где я появилась на свет.
И, оглядываясь назад, понимаю, что пройти мимо магистрали и журналистики у меня вряд ли получилось бы.
Я из семьи историков (отец преподавал ее в школе, истфак БГУ окончил мой брат). Мама Татьяна Павловна также в прошлом учитель истории, географии и обществоведения. Она – автор десятков публикаций в журнале «Беларускі гістарычны часопіс» и не только. Имеет нагрудный знак «Отличник образования». Еще в школе маме советовали поступать на факультет журналистики, но она выбрала историю. А во время учебы в Могилевском государственном университете имени А. А. Кулешова записалась в стройотряд и в течение двух месяцев работала проводником. Что ей запомнилось? Отзывчивость и поддержка со стороны коллег, сплоченный коллектив. С уверенностью могу сказать, что с середины 80-х ничего не изменилось, в чем я убедилась лично, когда начала работать в отраслевой газете. Журналиста во мне «рассмотрела» мама. Я же хотела быть учителем, психологом, врачом и даже дизайнером одежды. При этом свою первую заметку о школьной жизни написала в 7-м классе, и с тех пор они появлялись в районной (и не только) прессе регулярно. А в 16 лет я получила «Золотое перо». Только не конкурса Белорусского союза журналистов, а РОО «Белая Русь». Я попала в число семи финалистов, которых выбрали из 350 претендентов. Вот тогда и стало понятно, что журфак победил.
Можно сказать, что в газету меня привела целая цепочка неслучайных случайностей. Место для распределения я искала… по каталогу подписных изданий «Белпочты». Увидела «Железнодорожник Белоруссии» и решила попробовать. Тем более, что родные давно советовали присмотреться к магистрали, которая всегда была синонимом стабильности и престижа. Так в моей жизни объединились творчество и железная дорога. Хорошо помню свои первые заметки: «Волшебство из бумаги» про билетного кассира станции Радошковичи Лилию Петровскую, которая увлекается плетением из бумажной лозы, и «Хвала за труды станции Пруды». Если в первом случае все было для меня ясно, то во втором пришлось изучать новые термины и понятия: электротяга, электрификация, АЛСО, вагонооборот и так далее. Позже выяснилось, что и с названиями предприятий не все так просто: Барановичское вагонное депо, но вагонное депо Брест. А что такое ПЧ, ШЧ, НГЧ, ПЧЛ? В этом и есть особенность работы в отраслевом издании: необходимо хорошо знать то, о чем пишешь. Мое знакомство с дорогой было непростым, но интересным. В результате мне доверили вести одно из крупнейших отделений – Барановичское.
Соглашусь со Станиславом Борисовичем в том, что журналисту важно найти подход к каждому герою, расположить к себе, показать заинтересованность в его рассказе. Частенько говорят, что проще писать про производство или работу станции (на самом деле – нет), чем очерк о человеке. Люди – неотъемлемая часть любого материала и каждый неповторим. Например, начальник участка дистанции пути, который в юности выпекал торты, или мастер локомотивного депо, который восстанавливает ретро-мотоциклы? Или дежурный по переезду, чье фото было размещено в корпоративном календаре Белорусской магистрали. Снимок над своей кроватью повесил ее сынишка, который тоже решил, как мама, стать железнодорожником. А сколько на магистрали ветеранов – активных и стойких духом, готовых всегда прийти на помощь! Хочу сказать большое спасибо коллективу сектора идеологии и социально-культурной работы Барановичского отделения, представителям предприятий, профсоюзных и ветеранских организаций за помощь в предоставлении информации, – завершила беседу Анастасия Мелехова.
85-летие газеты «Железнодорожник Белоруссии» для нас, коллектива редакции, – это возможность рассказать подписчикам о своей работе, приоткрыть секреты творческой кухни. Выразить благодарность за то, что делитесь с нами своими достижениями, переживаниями, допускаете в семьи и свои сердца. Ведь, несмотря на разные профессии, возраст, жизненные приоритеты, всех нас объединяет она – Белорусская железная дорога!
Елена
ВЕТРОВА