Во всем дойти до самой сути
За весь минувший год и прошедший период нынешнего на Белорусской железной дороге не допущено отказов технических средств по вине работников пассажирского комплекса (для сравнения: в 2019-м таких было два, в 2013-м – 15). Уровень технической грамотности персонала за последнее пятилетие в целом по хозяйству вырос. Свою лепту в укрепление этой положительной динамики внес старший дорожный ревизор по безопасности движения поездов пассажирской службы Дмитрий Журов. По итогам прошлого года его труд отмечен престижной премией имени машиниста В. А. Яцкевича.
Герой публикации появился на свет в городе Добруше Гомельской области, в семье железнодорожников. Его родители много лет работали на одноименной станции: мама Надежда Ивановна – дежурным, заместителем начальника и позже начальником станции, отец Анатолий Тимофеевич – осмотрщиком-ремонтником вагонов, затем дежурным по станции Закопытье. Неудивительно, что их единственный сын решил продолжить династию и поступил в БелГУТ, где изучал вагонное хозяйство. Знаковой и, прямо скажем, судьбоносной для студента Журова стала производственная практика, которую после третьего курса он проходил на Минском вагоноремонтном заводе. В течение двух месяцев он осваивал профессию слесаря по ремонту тележек пассажирских вагонов. «Смог пощупать там каждый узел, изучить его устройство и принцип действия, – вспоминает собеседник. – Это мне очень пригодилось в дальнейшем». Работа с подвижным составом так захватила юношу, что через два года он вернулся на предприятие уже с дипломом о высшем образовании. Выпускника определили мастером редукторного отделения колесного цеха (к слову, редукторы – один из самых сложных в обслуживании узлов пассажирских вагонов). Здесь молодой специалист также получил очень полезные знания и опыт. После перерыва на службу в армии Дмитрий вернулся на завод, где ему вскоре предложили должность инженера по качеству в отделе технического контроля. В это время белорусские предприятия (в том числе и Минский вагоноремонтный завод) активно проводили сертификацию своей продукции, внедряли системы менеджмента качества на соответствие стандарту ISO 9001, так что хлопот у Дмитрия прибавилось. «Тема была новая, но интересная. Осваивал ее в тесном взаимодействии с органами по сертификации, – поясняет железнодорожник. – Занимался сертификацией колесных пар, осей, пассажирских вагонов после проведения капитально-восстановительного ремонта, а также новых, собранных на заводе. Поскольку я успел их хорошо изучить, мне было просто».
Со всеми задачами, какими бы сложными и масштабными они ни были, Дмитрий Журов справлялся успешно. Не боялся брать ответственность – за себя и других. Руководство ценило это и задействовало его на самых важных участках. Так, в 2007 году Дмитрий возглавил отдел технического контроля, чья функция – проверять соответствие выпускаемой продукции всем требованиям нормативных документов. Поскольку железнодорожник хорошо знал устройство основных деталей и узлов вагона, то с этой работой у него сложностей не возникло. Равно как и на следующей своей должности – начальника производственно-диспетчерского отдела, где он осуществлял общее руководство выпуском продукции: от постановки вагона в ремонт до предъявления его ОТК и отправки заказчику. «Объем работы у нас тогда был большой, заказов – огромное количество. Но справлялись», – продолжает железнодорожник. В 2011-м он возглавил отдел маркетинга и занимался внешнеэкономической деятельностью: продвигал продукцию завода на рынках России, Казахстана, Узбекистана, Эстонии и др. А в 2015-м был приглашен в Управление Белорусской магистрали на должность старшего дорожного ревизора по безопасности движения поездов пассажирской службы. Дмитрию Журову тогда было 36 лет. На новом месте, воспользовавшись накопленным опытом и построив свою деятельность на основании анализа факторов, непосредственно влияющих на возникновение неисправностей, он изменил подход к работе ревизора.
– От технологии «проверили вагоны, нашли недостатки, составили акт, наказали причастных» перешли к более комплексному подходу, – поясняет собеседник. – Ведь нужно понять, почему допущено нарушение. Возможно, у работника не было инструмента, запчастей, а порой технологии или знаний, чтобы выполнить свои обязанности качественно. Мы детально анализировали выявленные факты, влиявшие на допущенные отступления в работе, делали выводы и проводили мероприятия, направленные на полное устранение выявленных недостатков, а в дальнейшем просто не позволяем допускать такие отступления. Благодаря усилиям службы, за 2015 – 2019 годы почти все наши документы, связанные с техническим обслуживанием, ремонтом пассажирских вагонов, безопасностью движения, были изменены и разработаны новые. Потому что имевшихся зачастую было недостаточно для качественного содержания подвижного состава. Сегодня мы можем сказать, что нормативная база у нас достаточная, но это не значит, что ее больше не нужно совершенствовать. Каждый случай неисправности в пассажирском вагоне влечет изменение в нормативной базе – будь то эксплуатация или ремонт – с целью исключения повторения такого случая в дальнейшем. К слову, хотел бы отметить, что за последние годы вагоноремонтные предприятия, где проводятся плановые виды ремонтов пассажирских вагонов, также улучшили качество выполняемых работ. Пассажирская служба и вагонные участки повысили требования к качеству ремонта – заводам пришлось соответствовать.
Как отметил герой публикации, жизнь также вносит свои коррективы. Дорога закупает инновационный подвижной состав, оснащенный современными системами управления и контроля, кардинально изменилось электрооборудование вагонов. Очевидно, это требует постоянного обновления нормативной базы для осуществления грамотного обслуживания и ремонта, а также знаний и опыта работников пассажирского хозяйства.
Большое внимание Дмитрий Журов и служба в целом уделяют повышению уровня технической грамотности персонала. Занятия организованы в соответствии с действующим стандартом проведения технической учебы с работниками пассажирского комплекса. Упор делается на практику. И это приносит свои плоды. «Я часто выезжаю в командировки, наблюдаю, как выполняют свои обязанности железнодорожники на вокзалах, в поездах в пути следования, как обслуживают и готовят в рейс составы в вагонных участках. И должен сказать, что ситуация значительно изменилась к лучшему, – уверяет собеседник. – Это наша общая заслуга – как тех, кто трудится в пассажирском хозяйстве, так и в вагонных участках, на вокзалах. Отсутствие нарушений безопасности движения и отказов технических средств по вине пассажирщиков свидетельствует о том, что мы на верном пути».
Инга МИНДАЛЁВА