Декабрь
Пт
06
2024

«Железный» человек

Кузнец ручной ковки Калинковичской дистанции пути Александр Лаворенко с металлом не просто работает – он с ним «разговаривает». Объясняет, что иначе нельзя: у железа тоже есть «душа», и вести себя оно может по-разному. Кому-то это странно слышать, но видя этого человека в деле, становится очевидно: по-другому здесь нельзя.

В кузнечном цехе дистанции пути все расположено так, чтобы было удобно мастеру. По периметру – инструмент, заготовки и очень много металла. Особое место занимает горн, где огонь едва тлеет. Александр Владимирович подсыпает угля, увеличивает подачу воздуха, и языки пламени становятся куда больше.
Александр Лаворенко – первый и единственный кузнец в семье. Считает свой выбор делом случая, стечением обстоятельств, ведь предки к этому ремеслу отношения не имели.
– По образованию я наладчик, окончил радиотехнический колледж, – рассказывает Александр Владимирович. – Отслужил в армии, в спецназе, вернулся старшиной. Устроился монтером пути. Более десяти лет проработал на магистрали. А затем мне предложили освоить «горячее» дело. Видимо, мое крепкое телосложение сыграло в этом не последнюю роль.
Классический образ кузнеца – это крепкий мужчина с загрубевшими руками и красным от огня лицом. На протяжении многих столетий он ничуть не изменился.
– Работа в течение дня с молотом в руках только укрепляет мышцы, а от горна на лице порой загар темнее, чем после отдыха на море, – смеется кузнец.
Выглядит Александр Владимирович внушительно. Кому еще под силу придать металлу любую форму? В его распоряжении – современный агрегат (пневмомолот), а также традиционные молот и наковальня. Кузнец легко с ними управляется. За смену может изготовить до ста различных элементов.
– Всему, что умею, меня научил мой предшественник Степан Пойграй, – вспоминает наставника Александр Лаворенко. – Более трех лет с ним вдвоем проработали, а затем уже я один остался. В общем, попробовал и понял: мое!
С опытом пришло и понимание важности профессии, ее уникальности. Рассказывая о себе, мастер не забывает и о работе. Пламя все больше разгорается, и Александр Владимирович кладет в огонь металлическую заготовку.
– Рассказывать о труде кузнеца, не ударив по наковальне, глупо. Пускай нагревается. Я вам лучше все покажу. Поговорку «Куй железо, пока горячо» помните? Пока металл нагрет, с ним можно делать все, что угодно: согнуть, скрутить, «вылепить» из него, как из пластилина, любую форму, – объясняет собеседник. – Его абстрактно можно сравнить с человеком. Старое железо, к примеру, податливое, ковкое, примесей мало. Так же и люди становятся с возрастом: как правило, честнее, искреннее и меньше лукавят. Профессия кузнеца очень интересная. Кажется, что здесь нужна только сила, чтобы гнуть и бить. Но если голова не работает, ничего не получится.
…Но вот заготовка раскалилась. Далее нагретый металл Александр Лаворенко разбивает пневмомолотом и пускает в ход аналогичный ручной инструмент.
– И так целый день. Тяжелый ли это труд? А вы сами попробуйте хотя бы пару часов молотом помахать! – предлагает он.
Кузнец подчеркивает: главное в его работе – желание и терпение. Тому, кто не готов трудиться много и тяжело, не место в этой профессии.
Домочадцы Александра Владимировича уважают. С супругой Ириной они вместе уже 21 год. Воспитывают сына Илью, который гордится тем, что его отец – настоящий кузнец.

Светлана ПЕТРЕНКО

Яндекс.Метрика