Справились на «отлично»
Дооборудование первого дизель-поезда серии ДР1Б с ремоторизацией и применением современных технических решений успешно выполнили специалисты локомотивного депо Лида.
На Белорусской магистрали эти поезда начали курсировать в 2006 году. Всего их 15. Есть и именной – ДР1Б под номером 505, он назван в честь Елены Чухнюк – Героя Социалистического Труда, машиниста депо Гомель, где сегодня «прописаны» все дизель-поезда данной серии. Технику используют в региональном сообщении, она имеет значительный запас ресурса, комфортабельные салоны, эргономичную кабину машиниста. Плюсов немало, однако за годы эксплуатации проявились и недостатки, которые потребовалось устранить. Для этого был разработан проект дооборудования дизель-поездов ДР1Б с ремоторизацией, использованием современных технических решений. Его воплощением занялись специалисты локомотивного депо Лида. Предприятие – единственное на Белорусской магистрали, где капитально ремонтируют дизель-поезда, в том числе ДР1Б. Также работники успешно оздоравливают и более новый подвижной состав – ДП3.
Подготовку начали в январе минувшего года. Отлаживали технологию ремонта, уточняли перечни работ, закупали необходимые запасные части и многое другое. Куратором проекта стал официальный представитель фирмы Caterpillar в Беларуси – компания «Цеппелин Вайсрусланд», привлекались и специалисты из Германии.
Первым «пациентом», прибывшим в августе в вагоносборочный цех депо, стал дизель-поезд с номером 500. Его обновление велось в несколько этапов. Так, в цехе по ремонту вспомогательного оборудования занимались доработкой узлов и агрегатов, панели электропитания и не только. На участке по изготовлению деталей цеха по ремонту дизелей и гидропередач под руководством главного конструктора Павла Зубрика и технолога Александра Рябцева адаптировалась под новые дизели рама силового оборудования. Именно с ее монтажа на поезд начался сборочный этап.
– Затем на нее сверху установили дизельные двигатели, – рассказывает ведущий инженер-технолог локомотивного депо Лида Андрей Тарасевич. – Раньше это были двигатели М756Б-2, но в связи с тем, что большая часть данных устройств технически устарела и выработала свой ресурс, их заменили на Caterpillar C32, которые предоставил завод-изготовитель, адаптировав под поезда ДР1Б. Например, немного изменилась конструкция опор двигателей. После установки предстояло соединить их с основными узлами – генератором, обеспечивающим электроэнергией весь поезд, гидропередачей, конструкция которой также обновилась. Теперь вместо шинных муфт стоят более надежные и компактные карданные валы нового типа. Кроме этого, для установки новых дизельных двигателей потребовалось изменение приводных шестерен гидропередачи и всех систем: газоотвода, охлаждения, масляной, подачи топлива, управления и запуска. Чертежи доработанных систем делали сами в депо. Да, не все и сразу получилось, приходилось несколько раз вносить корректировки, но с задачей справились. При этом что-то удалось упростить: например, масляную систему. А водяная стала чуть сложнее, так как были установлены дополнительные автономные обогреватели для отопления салонов пассажирских вагонов. Мы использовали только авторские разработки, поэтому аналогов этому дизель-поезду нет. Пока он такой единственный.
После доработки и наладки всех систем работники локомотивного депо Лида занялись электрическим оснащением. Основной акцент сделали на цифровую шину, которая управляет дизельными двигателями. Их у ДР1Б два, и они должны работать синхронно. Однако радиус действия цифровой шины менее 150 м, из-за чего сигнал терялся. Решить проблему помогли промежуточные усилители сигнала (повторители CAN), которые поставили в прицепных (безмоторных) вагонах. Данную работу электрики локомотивного депо выполняли под руководством немецких коллег из компании Zeppelin.
Специалисты депо также занимались ремонтом внутреннего оборудования пассажирских вагонов. Существующие санузлы заменили на экологически чистые вакуумные туалетные комплексы закрытого типа. Кроме того, дизель-поезд оснастили системой автоматической пожарной сигнализации. Для этого перекоммутировали две линии сквозных резервных проводов, проходящих через весь состав, смонтировали и подключили дополнительно 12 температурных пожарных извещателей – на каждый прицепной вагон и 24 – на каждый моторный, звуковую и световую индикацию тревожных сообщений на пульте машиниста. Совместно с немецкими коллегами произвели и некоторые изменения электрической схемы (открытие дверей, подсветка посадки пассажиров). Сама система пожаротушения осталась прежней. При этом установили восемь самосрабатывающих огнетушителей в моторном вагоне и три – в прицепном. За счет их в автоматическом режиме возможно тушение пожара во всех электрошкафах и под пультом кабины машиниста.
В обновленном подвижном составе также оборудованы места для провоза велосипедов и крупногабаритной ручной клади.
– Для дополнительной площади в вагоне демонтировали по одному двух- и трехместному дивану, – рассказывает Андрей Тарасевич. – На освободившемся пространстве разместили специальные держатели. За образец взяли конструкцию, установленную на дизель-поездах ДП3 производства польской компании PESA Bydgoszcz SA, однако существенно ее изменили, сделав более удобной в использовании. Например, в польских поездах нижнее колесо велосипеда необходимо пристегивать специальным ремешком (это долго и неудобно). Мы же для фиксации колеса применили специальный держатель. Необходимую документацию разработал Конструкторско-технический центр Белорусской железной дороги по предоставленным нами данным. Наличие в дизель-поездах мест для провоза велосипедов и крупногабаритной ручной клади позволит повысить качество обслуживания пассажиров. Кроме того, в этих вагонах возможно комфортабельное размещение лиц с ограниченными возможностями, которые передвигаются на колясках. Также в салонах заменили простые светильники на энергоэффективные световые линии.
После завершения работ в январе нынешнего года дизель-поезд ДР1Б-500 вернулся в Гомель на обкатку. Подконтрольная эксплуатация продолжалась пять месяцев. И «пробежав» около 40 тыс. километров, машина вернулась в Лиду на устранение выявленных при эксплуатации недостатков. Сейчас дизель-поезд полностью готов. После утверждения руководства по эксплуатации он отправится в Гомель курсировать по привычным маршрутам. Разработкой документа занимались ведущий инженер-технолог Андрей Тарасевич и главный технолог предприятия Николай Догилев совместно с коллегами из локомотивного депо Гомель: главным технологом Дмитрием Тельпуховским и машинистом-инструктором Виктором Ельсуковым.
– Сам процесс дооборудования дизель-поездов серии ДР1Б оказался интересным и очень ответственным, – отмечает Андрей Тарасевич. – Делали все впервые. Поэтому особенно рады, что все получилось. Конечно, есть нюансы, которые учтем в последующем. Проект подразумевает модернизацию всех 15 поездов. Шестивагонник под номером 500 стал пилотным. В наше локомотивное депо он должен вернуться через два года на текущий ремонт в объеме ТР-3. Также будем оздоравливать его и капитальным. А вот текущее обслуживание – на работниках локомотивного депо Гомель, где прописаны ДР1Б. Реализация проекта, по нашим расчетам, позволит, в частности, сэкономить на капитальных ремонтах данных поездов.
Анастасия МЕЛЕХОВА