Пример спокойствия и доброты
Ветеран Витебского вагонного участка Валентина Сухопарова из тех людей, кто не понаслышке знает, что такое жизнь на колесах: долгие годы она была начальником поезда. Причем разъездной характер работы никогда не был в тягость: Валентина Ивановна отлично справлялась с должностными обязанностями, успевала заботиться и о семье. Сегодня, на девятом десятке, ветеран с охотой вспоминает Белорусскую магистраль и рада, что на предприятии ее не забывают.
Родилась Валентина Сухопарова в небольшой деревне под Смоленском, что недалеко от железнодорожной станции Тычинино. Тяготы военного лихолетья не обошли стороной ее семью: на фронте погиб отец. До сих пор память хранит и тяжелые воспоминания о том, как в родной деревне фашисты сожгли несколько домов. Мать Валентины во время войны работала поваром в колонне НКПС, поэтому за ней, ее младшей сестрой и еще пятью сиротами присматривала местный фельдшер.
Валентина росла способным ребенком, поступила в железнодорожный техникум в Гомеле, успешно его окончила. Выбор профессии был неслучаен: ее дедушка, почетный железнодорожник, работал стрелочником на Смоленщине. В 1957 году начала путь на магистрали и внучка, которая стала ученицей проводника пассажирского вагона Витебского резерва. Затем, как и других работников поездных бригад, ее зачислили в штат вагонного депо, в Витебскую дирекцию по обслуживанию пассажиров (теперь вагонный участок). С 1969 года и до самой пенсии Валентина была бригадиром-механиком поезда. Сейчас это должность начальника. Ее поездная бригада обслуживала различные направления, долгие годы ездила на Вильнюс. В итоге на Белорусской железной дороге Валентина Ивановна проработала почти четыре десятка лет. Она вспоминает особые случаи, когда нужно было проявить смелость и скорость реакции, от которых напрямую зависела жизнь людей. Приходилось оказывать и первую медицинскую помощь. Однажды, сорвав стоп-кран, она спасла от неминуемой гибели человека: мужчина, поссорившись с женой, хотел прыгнуть под колеса поезда.
Несмотря на сложности, которые пришлось преодолеть, Валентина Сухопарова говорит, что ей всегда нравилось выбранное дело. Конечно, работать с людьми непросто – к каждому нужно найти подход.Но Валентине Ивановне удавалось и поездку для пассажиров сделать комфортной, и создать правильный настрой в коллективе. Доброжелательность, отзывчивость, терпение и рассудительность – все эти качества сполна присущи героине публикации. Она постоянно старалась помочь, коллеги обращались к ней не только за профессиональными, но и за житейскими советами. Знали, что Валентина Ивановна внимательно выслушает и подскажет.
А дома железнодорожницу всегда ждали любимые муж и дочь.
– С детства привыкла к тому, что, если мама надевает форму, значит, ей скоро в путь, – рассказывает дочь Елена Анатольевна. – Помню, как мы с папой встречали ее из поездки, готовились к возвращению. В советские времена тотального дефицита она обязательно привозила колбасу, всякие другие вкусности. Дружно с мамиными коллегами и их семьями отмечали все праздники, ходили в парк и на демонстрации.
У Валентины Ивановны и Анатолия Никитича был крепкий союз, они прожили вместе более 40 лет. К сожалению, супруг собеседницы уже ушел из жизни. Заботой и вниманием маму окружает дочь, которая подарила ей двух прекрасных внучек. У старшей Карины уже шестилетний сын Микаэль. Он растет смышленым и подвижным мальчиком, любит с прабабушкой собирать пазлы и лего, а еще она с удовольствием читает ему книги. Вторая внучка Анжелика отличница, окончила седьмой класс, мечтает стать врачом, как и папа. Признается, что у бабушки многому можно поучиться, она очень добрая и открытая.
В июле Валентине Ивановне исполнится 89 лет. Она полна бодрости, оптимизма и рада, что близкие рядом. С вниманием к бывшей работнице относится совет ветеранов вагонного участка. Целыми днями не отходит от собеседницы кот Рыжий. И пока хозяйка смотрит свой любимый сериал «Возвращение Мухтара» или читает газеты и журналы, домашний питомец, уютно устроившись, спит у нее на коленях.
Екатерина
ОСОВСКАЯ