Ноябрь
Сб
02
2024

Рельсы с историей

Выставочная экспозиция Калинковичской дистанции пути, посвященная истории Белорусской железной дороги, в скором времени пополнится необычными экспонатами – двумя редкими рельсами с более чем 70-летней историей.

Их нашли на базе верхнего строения пути предприятия. Один был с немецким клеймом, а второй – с американской гравировкой.
– Даже не сразу обратили на них внимание. А присмотрелись и поняли, что это настоящие исторические артефакты, – вспоминает мастер базы Александр Матиевский. – Видно, что рельсы очень старые, отличаются от используемых сейчас и по размеру, и по качеству металла.
По рельефной надписи одного из них и дате – декабрь 1943 года – железнодорожники предположили, что раритет, возможно, прибыл в страну в годы Великой Отечественной войны по программе ленд-лиза.
– Клеймо на одном рельсе указывает на американское происхождение, а на втором – на немецкое, – вводит в курс дела заместитель начальника дистанции по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Евгений Змушко. – Надписи на американском условно можно разделить на три части. В начале выбито 75 ASOH и, скорее всего, здесь зашифрованы технологические характеристики продукции. Вторая часть – B.S.CO. SPARROWS POINT – указывает на завод-производитель Спарроус-Пойнт, который находится в восточном пригороде Балтимора в США (штат Мэриленд). Это огромный сталелитейный и судостроительный комплекс на Атлантическом побережье с прямым выходом в океан через глубоководный порт. В годы войны завод принадлежал компании BethlehemSteelCorporation (B.S.CO.). Третья часть надписи содержит дату «1943» и 12 вертикальных полосок. Это означает, что рельс был выплавлен в декабре 43-го.
Кстати, рельсы SPARROWS POINT, судя по интернет-источникам, исправно служили в СССР. Например, на детских железных дорогах в 70 – 80-х годах прошлого века. Для них требовались облегченные рельсы, выпускавшиеся для промышленных и лесовозных узкоколеек.
Не менее интересна судьба и второй находки калинковичских путейцев. Узнать историю также помогли надписи B.V.G. BOCHUM, ST. I. BOCHUM, W-ST. BOCHUM, BVS BOCHUM.
Клеймо B.V.G. BOCHUM – Бохумская ассоциация горнодобывающей и литейной промышленности, Bochumer Verein für Gussstahlfabrikation, BVG. Ныне существует как ООО «Бохум транспорт и инженеринг» – металлургическое предприятие со штаб-квартирой в городе Бохуме (Германия). Выплавкой стали завод занимался с 1842 года. Во время Франко-Прусской войны предприятие выполнило несколько заказов на поставку стальных пушек. В 1870-х входило в картель по поставкам продукции для железных дорог вместе с другими крупными сталелитейными предприятиями того времени. В 1926-м BVG прекратило производство материалов для железных дорог (как рельсов, так и деталей вагонов). После Второй мировой войны завод сильно пострадал. И только в 1953 году было возобновлено производство рельсового проката.
– Возможно, именно в середине 50-х прошлого века этот рельс и попал на территорию белорусского Полесья, – рассуждает собеседник. – После очистки и реставрации оба раритета займут почетное место в экспозиции дистанции и станут отличным подарком к приближающемуся профессиональному празднику.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика