Флаг Белорусской магистрали снова на вершине
«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», – утверждал Владимир Высоцкий. А еще говорят, что тот, кто хоть раз поднимался на вершину, захочет сделать это еще раз. Как, к примеру, могилевские железнодорожники.
Не одно восхождение на их счету. В почетном списке покоренных вершин были и Эльбрус, и Монблан. В очередной поход они отправились в июле. Цель – гора Арарат в Турции. Восхождение на нее должно было стать первым для группы из пяти человек, четверо из которых железнодорожники: Андрей Зайцев (начальник общетехнического отдела Могилевского отделения), Виктор Терешко (плотник Могилевской дистанции гражданских сооружений), Станислав Александров и Инна Гогорева (инструкторы Культурно-спортивного центра Могилевского отделения).
– Каждый год мы стараемся организовывать такие большие походы. Сейчас из-за эпидемиологической ситуации в мире много закрытых мест, но Арарат открыт. Вот мы и решили попробовать его покорить, – рассказывает Инна Гогорева. – Увы, планам не суждено было сбыться по независящим от нас причинам. Отнеслись к этому философски: видимо, мечта была слабенькой, если не получилось ее воплотить. А может, это знак, что нам еще рано покорять Арарат.
Отправиться в Турцию белорусы планировали из Грузии, куда прилетели для прохождения акклиматизации. Такая «разминка» в горной местности необходима для восхождения. Обосновались в регионе Сванетия и решили не уезжать, не покорив хотя бы одну вершину. Для начала поднялись на очень красивую, как и само название, гору Лайла (4009 м). Это высочайшая точка Сванетского хребта, чьи склоны усыпаны снегом, а у подножья – луга, постепенно переходящие в леса. Подъем на Лайлу хотя и был акклиматизационным, но технически получился сложным из-за имеющихся там ледников. Легко сдаваться гора не хотела, но у могилевчан все же получилось покорить эту красавицу. Открывшийся с ее вершины вид был просто захватывающим. Как на ладони были снежные шапки главного Кавказского хребта, удалось рассмотреть знаменитые горы Ушба, Шхара и даже Эльбрус. Высоко под облаками железнодорожники развернули флаг Белорусской магистрали.
Следующим этапом путешествия стала гора Казбек. Это потенциально активный стратовулкан высотой 5047 м. Туристам повезло с погодой, и чем выше они поднимались, тем более красивые виды им открывались. Но расслабляться и терять бдительность в горах нельзя – важны как восхождение, так и спуск. Последний считается даже более сложным, ведь человек, идя вниз, ускоряется, теряет бдительность, что может привести к трагедии. Горы не прощают оплошностей.
– Все, что может быть опасно на склонах, есть на Казбеке: ледники, расщелины, камнепады. А еще он известен своими крутыми склонами. Поэтому идти нужно в связках, с ледорубами и всегда быть готовыми к внештатным ситуациям, которые на этой горе случаются, – делится Инна Гогорева. – Из лагеря мы вышли в два часа ночи и только около двенадцати дня были на пике. Это чувство, когда стоишь на вершине горы в окружении облаков, и перед тобой открывается вид на сотни километров, никогда не забыть! Конечно, восхождения даются непросто, это большая нагрузка для организма. Но усталость проходит, а впечатления остаются, и спустя какое-то время ты уже собираешься в новое путешествие.
Для Инны Гогоревой это было седьмое покорение горы высотой свыше пяти тысяч метров и, конечно, не последнее. В планах все же подняться на Арарат. Нравится железнодорожной команде покорителей вершин идея с Килиманджаро – самый высокий стратовулкан Африки (5895 м). Манит также далекая и загадочная Фудзияма – высочайшая точка Японии (3776 м). А время до следующего похода могилевские спортсмены посвятят подготовке. Горный туризм требует сил физических и психологических. Свою форму железнодорожники поддерживают на протяжении всего года, выступают на различных соревнованиях, защищая честь Могилевского отделения и дороги в целом. А еще любители такого вида активного отдыха должны быть немного авантюристами. Добавьте сюда жажду путешествий и желание постоянно испытывать себя на прочность. «Вершину нельзя покорить. Ты стоишь на ней считанные минуты, а потом ветер сметает твои следы», – утверждала известный американский альпинист и эколог Арлин Блум. И с ней трудно не согласиться, покидая очередную гору.
Елена ВЕТРОВА