Февраль
Сб
24
2024

История одной светосхемы

Интересный экспонат в скором времени появится в распоряжении учащихся транспортного класса 22-й средней школы Могилева. Это светосхема, которая наглядно демонстрирует, как шел процесс технической оснащенности железнодорожных объектов в масштабах Могилевского отделения.

В 70-е годы прошлого века здесь произошла своего рода техническая революция. Повсеместно осуществлялось масштабное строительство электрической централизации стрелок и сигналов. Темпы работ были просто стахановские. В 1973 году, например, такими устройствами было оборудовано одновременно 350 стрелок. В то же время паровозная тяга менялась на тепловозную, что в том числе стало импульсом к внедрению радиосвязи. Некоторые вехи обновления наглядно решили продемонстрировать учащиеся технического кружка «Юный железнодорожник», который в то время возглавлял Владимир Гребёнкин (сейчас председатель совета ветеранов Могилевского отделения и руководитель транспортного класса).
Так родилась идея создания светосхемы. Стенд размером метр на полтора изготовлен из фанеры и предназначен для размещения на стене. На нем есть надписи: «электрическая централизация», «автоблокировка», «тепловозная тяга», «диспетчерская централизация». Если включить определенный тумблер, то загорятся лампочки, показывающие, на каких станциях и когда проведены данные работы. Как говорится, наглядно и доступно. Светосхема охватывает двадцатилетний период. Отсчет ведется по пятилеткам, начиная с 1966-го и заканчивая 1985 годом. Создание макета у кружковцев заняло несколько месяцев, что неудивительно, ведь почти все подростки делали самостоятельно: чистили, красили, паяли. Проект завершили в 1986 году, а в 90-е кружок прекратил свое существование.
Светосхему удалось сохранить, но за долгие годы она сильно пострадала – практически исчезли названия станций и другие надписи, потускнели краски. При этом техническая составляющая не подвела – все 16 тумблеров работают нормально, лампочки включаются в полном соответствии с назначением тумблеров.
Вот и решено было дать вторую жизнь светосхеме. За помощью в ее восстановлении Владимир Гребёнкин обратился к выпускнице 22-й школы Анастасии Канаш и она согласилась. В этом году девушка поступает в Могилевский государственный экономический профессионально-технический колледж на специальность «исполнитель художественно-оформительских работ». Восстановление светосхемы для нее – первый масштабный проект.
– Предложение Владимира Дмитриевича вызвало большой интерес, – рассказывает Анастасия. – Стенд нужно было зачистить, загрунтовать, заново нанести краску и надписи. Проработать предстояло достаточно много деталей. Очень хотелось осовременить светосхему, что-то привнести свое, и я предложила обновить цветовую гамму, а станции обозначить не только буквами, но и визуально. Например, Могилев можно опознать по знаменитой ратуше, Оршу – по зданию вокзала. Мою идею приняли, что-то подсказали, осталось ее воплотить в жизнь, что я и делаю.
К делу юная художница подошла основательно, несмотря на подготовку к поступлению в колледж. Для Анастасии Канаш эта работа станет испытанием собственных сил и способностей.
В приобретении расходных материалов помог райпрофсож. Есть планы осовременить стенд и с технической точки зрения: перевести установленные на нем лампочки накаливания, требующие мощных и громоздких источников питания, на яркие и легкие светодиоды. К этой работе Владимир Гребёнкин намерен привлечь учащихся транспортного класса. В перспективе светосхему планируется использовать как наглядный материал. Кроме того, предполагается выставлять ее и в музее истории Могилевского отделения.

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика