Все пути – открыты
В канун Дня железнодорожника в Могилевском отделении обновили Доску почета. На ней фотографии тех, кто отличился добросовестным трудом. В их числе и дорожный мастер 8-го околотка Бобруйской дистанции пути Александр Капчан.
Занесение на отделенческую Доску почета стало для него двойным подарком к профессиональному празднику и личному – 10 августа Александр Михайлович отметил 50-летие.
Считается, что юбилейная дата – это повод оценить достигнутое, подвести итоги, но не для моего собеседника. И пусть за плечами 27 лет непрерывного стажа, а общий перешагнул отметку в 30, Александр Капчан точно знает, что день рождения – начало нового отсчета.
– У меня все под контролем, ведь я 24 часа нахожусь на пути, – улыбается железнодорожник. – Я живу рядом со станцией Осиповичи-3. И даже в обеденный перерыв из окна могу видеть, что делают мои подчиненные. Наверное, я требовательный руководитель, но справедливый. Ведь начинал с азов: был монтером пути, бригадиром, а потом и мастером, поэтому требую от людей только то, что могу сделать сам. Подсказываю, а бывает и показываю, как выполнить задание качественно и с наименьшими затратами. Предлагаю какие-то наработки из личного опыта.
Жизненный и профессиональный путь Александра Капчана начался в рабочем поселке Татарка. После 9 классов он попал на железную дорогу, трудился монтером пути и одновременно учился в школе рабочей молодежи. Потом судьба забросила парня в город Мстиславль. За три года успел поработать на стройке и даже звероводом. Вернулся в Татарку и некоторое время был монтером путеукладчика на местном торфопредприятии. В Бобруйскую дистанцию пути Александр Капчан пришел в 1994 году. Устроился монтером пути 3-го разряда.
В 1996-м окончил Могилевскую дортехшколу и стал бригадиром (освобожденным) в 8-м околотке, обслуживавшем станции Татарка и Осиповичи-3. Отработав пять лет, в 2001-м перевелся монтером пути в Осиповичскую дистанцию. Здесь трудился 15 лет. Одновременно продолжал учиться, окончил Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича по специальности «железнодорожный путь и путевое хозяйство». Трудолюбие, ответственное отношение к делу не остались незамеченными, и в 2016-м Александра Михайловича пригласили на должность бригадира (освобожденного) в Бобруйскую дистанцию пути. В том же году он стал дорожным мастером и вновь вернулся в 8-й околоток.
В нем три бригады. В зоне ответственности – станции Татарка (два главных и два приемоотправочных пути) и Осиповичи-3 (два главных, два приемоотправочных пути, один приемоотправочный для грузового движения и отстоя вагонов с опасными грузами). Общая развернутая длина обслуживаемого участка – 38,2 км, приведенная длина – 32,5 км. Балльная оценка состояния пути характеризует мастерство коллектива 8-го околотка: за последний месяц при плане 38 она составила 12 баллов.
– Команда у нас сплоченная, хорошим работникам мы всегда рады. Вливается и молодежь, – рассказывает Александр Михайлович. – Но основа, конечно, – люди опытные, которые трудятся много лет и душой преданы магистрали. Например, монтер пути Владимир Груздов, бригадиры Дмитрий Новиков и Тойво Сийль.
В техническом плане мы оснащены хорошо, повышается профессиональный уровень путейцев. И все же качество работы во многом зависит от отношения к ней человека. Наш околоток неоднократно признавался лучшим: нет нарушений дисциплины, поддерживаем хорошую балльность. Понимаем, что от результата труда зависит график движения поездов, безопасность людей и сохранность грузов. И, соответственно, наша зарплата.
На железной дороге к безопасности отношение особое. Тщательную проверку состояния пути и качество проведенных работ осуществляет Диагностический комплекс инфраструктуры (ДКИ). Он проводит оценку сразу по нескольким параметрам. «У нас на некоторых участках скорость 120 – 140 км/ч. Здесь по-другому никак нельзя», – уточняет Александр Михайлович. Замена стрелочных переводов, ремонт железнодорожного полотна и текущее содержание пути – лишь малый перечень того, что делают путейцы. Сейчас работники 8-го околотка начали замену шпал с рельсовым скреплением КБ на шпалы на железобетонном основании со скреплением СБ. Это обеспечит плавность хода на перегоне Татарка – Осиповичи-3. Обновить предстоит 4 км пути. Заказаны «окна», задействуют специализированную технику, в том числе машины СВП-74. Завершить все планируется в короткие сроки до ноября – декабря.
Мой собеседник по-прежнему не изменяет себе: он не только работает, но и учится. В свои 47 лет не побоялся вновь сесть за парту. В настоящее время Александр Капчан – студент БелГУТа. За разговором не сразу вспомнился год зачисления.
– Сейчас посмотрим зачетку, – улыбается железнодорожник. – В 2018-м поступил на заочный факультет на сокращенный срок обучения. Экзаменационные вопросы касались напрямую моей специальности. Готовился к ответам, а перед глазами была живая картинка – ведь все это я уже делал на практике! Экзамены сдал неплохо и прошел на бюджет. После завершения учебы получу квалификацию «инженер путей сообщения-строитель». Узнавать что-то новое мне очень нравится. Вот, например, в расписании есть предмет «философия». Я думал: зачем это мне, я же путеец? Но оказалось очень увлекательно, новые знания, расширение кругозора. У нас в семье сейчас два студента – я и дочь Ирина, которая учится в Белорусском государственном экономическом университете.
Свободное время Александр Михайлович посвящает охоте. Самая ценная для него добыча – птица вальдшнеп. Охотничьи навыки привил отец, а ему – его дед. Такое увлечение ценно прежде всего общением с природой, помогает отдохнуть, сбросить груз эмоций. А трофей – дело вторичное, утверждает железнодорожник.
– Жить очень интересно. Я думаю, что это время нам для того и дано, чтобы двигаться вперед, общаться, узнавать что-то новое, – делится Александр Капчан. – Все пути открыты, и нужно просто использовать эти возможности. А возраст – он только в паспорте, я точно знаю.
Елена ВЕТРОВА