Новая жизнь старого моста
Металлический трехпролетный мост на перегоне Светлогорск-на-Березине – Ящицы (36 км) обрел вторую жизнь. Сложнейшие операции по капитальному ремонту одного из самых старых инженерных сооружений Белорусской магистрали с филигранной точностью провели специалисты СМП-169 ОАО «Дорстроймонтажтрест» и мостового цеха Жлобинской дистанции пути.
– Капитальное обновление моста через Березину – знаковое событие для Гомельского отделения. Мы получили, по сути, новую переправу с современными техническими характеристиками, – отмечает главный инженер Жлобинской дистанции пути Андрей Невмержицкий. – Замена всех металлических элементов пролетных строений, укладка железобетонных плит безбалластного мостового полотна, ремонт и укрепление опор – все это не только продлит срок эксплуатации сооружения еще на несколько десятилетий, но и повысит безопасность и качество перевозок, даст возможность поездам следовать с установленной скоростью.
По международным стандартам данный мост относится к категории больших: общая длина пролетных конструкций – 332,5 метра и 47 метров береговых пролетных строений. К тому же он в числе важнейших на Белорусской магистрали. Ежесуточно здесь проходят порядка полусотни грузовых составов, в частности, с продукцией Мозырского нефтеперерабатывающего завода – одного из ведущих предприятий региона и страны. Также по мосту Березину пересекают пассажирские поезда региональных и межрегиональных линий в направлении Жлобина и Калинковичей – сооружение находится в нескольких километрах от здания станции Светлогорск-на-Березине. Так как объект расположен на однопутном участке, во время проведения «окон» подвижной состав направляли в объезд через Гомель. получался «крюк» почти в 200 километров. Увеличивалось, соответственно, и время в пути. Словом, завершения ремонта ждали и железнодорожники, и жители райцентра.
Мост этот – «старожил»: в нынешнем году ему исполнилось 107 лет. В годы Великой Отечественной он был полностью разрушен. В 1949-м конструкцию восстановили по существующей схеме. Последний масштабный ремонт проводился здесь почти сорок лет назад. За прошедшее время элементы сооружения изрядно износились, перестали соответствовать возрастающей нагрузке и техническим требованиям. Поэтому было принято решение об обновлении. Специалисты подготовили необходимую техническую документацию. Основной объем по ремонту металлоконструкций выполнили работники генподрядной организации СМП-169 ОАО «Дорстроймонтажтрест». За демонтаж, своевременное и качественное восстановление путевого полотна отвечали мостовые бригады Жлобинской дистанции пути под руководством мастеров Игоря Леконцева и Георгия Морозова совместно с коллективом 11-го околотка во главе с начальником участка Алексеем Новиковым и дорожным мастером Александром Бондаровичем. Также на разных этапах были задействованы мостовики Калинковичской дистанции пути и восстановительного поезда станции Гомель.
В связи с большим объемом работ и развернутой длиной моста его капитальное обновление проводили в четыре очереди. Строительные бригады генподрядчика поэтапно заменили все дефектные металлические элементы пролетных строений (уголки, поперечные и продольные узлы, опорные листы), усилили поперечные балки проезжей части, выполнили пескоструйную очистку и окраску металлических элементов, смонтировали смотровые тележки.
Далее реконструировали опорные узлы и монолитными обоймами укрепили промежуточные опоры, восстановили конусы, прогоны, настилы, системы водоотводов. Также появились новые лестничные марши служебных спусков, проходы, отремонтировали устройства смотровых приспособлений и путей катания. Параллельно обновили и элементы путевой инфраструктуры. По всей длине инженерного сооружения мостовое полотно с деревянными поперечинами заменили безбалластным на железобетонных плитах и укрепили земляное полотно на подъездах к мосту. Предусмотрели и все необходимые конструктивные элементы для безопасного судоходства: на пролетах установили новую судовую сигнализацию.
– Отремонтированный мост имеет ряд важных особенностей. На подходах к нему как со стороны Светлогорска, так и Жлобина оборудовали участки переменной жесткости, уложили плиты «мягкого» въезда, – отмечает главный инженер дистанции пути Андрей Невмержицкий. – Они гасят динамические колебания при въезде на мост и уменьшают нагрузку на путь. Также в рамках измененного проектного решения четвертой очереди смонтировали комплекс бытовых зданий, состоящий из трех металлических конструкций модульного типа. Они изготовлены Барановичским заводом строительных деталей и конструкций – филиалом ОАО «Дорстроймонтажтрест». Качество работы очень высокое. Производитель учел все наши потребности и добросовестно выполнил задачу.
Внутри все продумано и практично: санитарный узел с душевой, сушилка для одежды и обуви, просторное гардеробное помещение и комната приема пищи. Причем везде новая мебель и необходимая бытовая техника. Для водо- и электроснабжения специалисты СМП-169 выполнили врезки в городские инженерные сети. А для отопления установили конвекторные обогреватели с программным электронным управлением.
В одном модуле базируются сотрудники стрелковой команды на станции Жлобин, круглосуточно охраняющие объект. Два других – производственно-бытовой и кладовая – принадлежат коллективу мостовой бригады. Обслуживанием и текущим содержанием железнодорожного моста через Березину занимаются семь человек под руководством мостового мастера Игоря Леконцева.
– Комплекс выполняемых в круглогодичном режиме мероприятий немалый. Бригада обеспечивает исправное состояние водопропускных сооружений, осуществляет плановые и профилактические ремонты: устраняет трещины, сколы, деформации, наносит гидроизоляцию, производит бетонные и штукатурные работы. А зимой очищает объект от снега и льда, – рассказывает Игорь Ильич.
Всего на балансе Жлобинской дистанции пути находятся 64 моста, в том числе 4 больших, 2 пешеходных и 79 водопропускных труб. Общая протяженность инженерных сооружений, расположенных в пяти районах Гомельской области (Гомельском, Жлобинском, Светлогорском, Калинковичском и Рогачевском), составляет 4364 метра. И каждый объект профессионалы предприятия содержат в отличном состоянии.
Лидия СЕРГЕЕВА