С дорогой крепко связаны
История династии Пархоменко – Гусевых началась относительно недавно, в 1947 году, но общий стаж всех ее представителей насчитывает 145 лет.
Основатель династии Иван Пархоменко родился в 1922-м в Калинковичах – городе железнодорожников. Именно этот факт и определил будущую судьбу молодого человека. Однако форменную одежду он примерил лишь в 1947 году. Когда началась война, Иван был в Минске, где проходил обучение в спецшколе Белорусского особого военного округа. После ее окончания выпускников направили на фронт. Так, в 1943 году парень оказался в 254-м гвардейском зенитном артиллерийском полку. Победный май 1945-го старший сержант Пархоменко встретил в Белграде в составе войск 3-го Украинского фронта. За проявленное мужество и храбрость в боях с немецкими захватчиками в районе села Степановка (Шахтерский район Донецкой области) был представлен к медали «За боевые заслуги». Бережно в семье Пархоменко хранятся и другие награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За освобождение Белграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Уволившись в 1947 году в запас, Иван вернулся в родные Калинковичи и устроился на железнодорожную станцию. Имевшего фронтовую закалку молодого человека в условиях острой нехватки кадров приняли хорошо, возложив на него обязанности оператора при дежурном по станции.
В 1950-м Иван Пархоменко заочно окончил Могилевскую дортехшколу, устроился дежурным по путям. А спустя три года перевелся дежурным по станции, где работал до 1973 года. следующие десять лет был бригадиром контрольного пункта коммерческого осмотра поездов. К сожалению, заслуженный отдых длился недолго – 1986 год оказался в жизни последним.
С железной дорогой связала свою судьбу и супруга Ивана Яковлевича Ольга Петровна (урожденная Климович). После освобождения Гомельщины от немецко-фашистских захватчиков и возобновления деятельности Калинковичского железнодорожного узла девушку взяли списчиком вагонов. Когда в 1945 году окончила курсы бухгалтеров при Гомельской дортехшколе, ее перевели на должность счетовода, а после – бухгалтера Калинковичского отделения Белорусской железной дороги. Ольга Петровна удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». В 50-е – 70-е годы она работала бухгалтером и старшим бухгалтером в местной дистанции пути, секретарем и старшим бухгалтером в вагонном депо, списчиком вагонов на станции, статистиком и старшим бухгалтером локомотивного депо. На заслуженный отдых ушла с поста начальника учетно-контрольной группы локомотивного депо централизованной бухгалтерии Гомельского отделения дороги.
Старший сын четы Пархоменко Александр в детстве очень любил бывать на работе у отца, наблюдал, расспрашивал. Но со стальной магистралью связал судьбу не сразу. Окончив Буда-Кошелевский сельхозтехникум и отслужив в армии, трудился в Калинковичском районном объединении сельхозтехники. По путевке от райкома КПБ был направлен в Калинковичский районный отдел внутренних дел на должность инспектора дорожно-постовой службы. Тот этап жизни вспоминает как самый напряженный. Но Пархоменко-младшего всегда тянуло к технике. Послушав совет отца, он перевелся в Калинковичскую дистанцию сигнализации и связи электромонтером. Здесь и пригодился опыт, полученный во время армейской службы – в узле связи в Станьково Дзержинского района. Повысить уровень профессионального мастерства помогло обучение в Барановичской дортехшколе.
– Сейчас вся информация о подвижном составе отображается на мониторе, а 40 лет назад все необходимые данные были отмечены на ленте, которая выводилась на телеграфном аппарате, – вспоминает Александр Иванович. – Параллельный аппарат контроля за подвижным составом находился у диспетчера сигнализации и связи.
В 1986 – 1987 годах силами работников дистанции сигнализации и связи была внедрена дистанционно-информационная система контроля подвижного состава. Под руководством старшего электромеханика цеха № 21 по обслуживанию приборов бесконтактного обнаружения греющихся букс в подвижном составе и вокзальной автоматики Ефима Шехтмана специалисты устанавливали новые устройства на различных перегонах. Александр Пархоменко монтировал и настраивал это оборудование на участках Калинковичи – Юшки и Калинковичи – Пхов.
Уже в начале нового века, работая под руководством старшего электромеханика Вадима Комаровского, электромеханик связи Пархоменко участвовал в запуске КТСМ-01 на перегонах Пхов – Калинковичи-Южные и Рудня – Калинковичи и КТСМ-02 на участках Муляровка – Копцевичи, Михалки – Козенки и Калинковичи – Житковичи. Как вспоминает Александр Иванович, интенсивность была такой, что приходилось иногда ночевать прямо на рабочем месте. За многолетний добросовестный труд железнодорожник был награжден Почетными грамотами Белорусской магистрали и Дорпрофсожа.
Младший брат Александра Ивановича Виктор тоже был электромехаником в Калинковичской дистанции сигнализации и связи. трудовой стаж на дороге составил 18 лет. К сожалению, в 1995 году его не стало.
Большим потрясением для Александра Пархоменко стала и смерть любимой супруги. Но утешением для перешагнувшего 70-летний рубеж ветерана труда являются дети и внуки. Также с удовольствием он принимает участие в различных акциях, проводимых ветеранской организацией дистанции во главе с ее председателем Михаилом Маслаком. Даже на заслуженном отдыхе Александр Иванович не расстается с магистралью. Его дом, который строил еще родоначальник династии, располагается недалеко от железнодорожных путей. И, как отмечает собеседник, гудки тепловозов, перестук колес по сей день для него любимая мелодия. Вздыхая, признается, что с нетерпением ждет приезда сына. Он живет и работает в Москве. Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации больше года родные общаются только по телефону. Большая радость для пенсионера и приезд из Минска дочери Анны с зятем Александром и 4-летним внуком.
К слову, младшее поколение династии – тоже железнодорожники. Анна окончила БелГУТ, была дежурным по станции Озерище Минского отделения. В сезон работы Детской железной дороги имени К. С. Заслонова с мая по сентябрь и во время акции «Новогодний экспресс» (декабрь-январь) трудилась дежурным по станции «Пионерская». А в июле 2020 года перевелась на малую Белорусскую инструктором. Супруг Анны Александр окончил гомельский отраслевой лицей и Минский инновационный университет. Работает в локомотивном депо Минск помощником машиниста дизель-поезда. В паре с машинистом Сергеем Сущинским водит дизель-поезда на Витебск, Могилев и Пинск.
Евгений ВОЛОСТНЫХ