Сентябрь
Пн
09
2024

Чем по праву можно гордиться

Максимальные удобства и комфорт для пассажиров, функциональность, архитектурная привлекательность, богатое историческое прошлое… Визитной карточкой не только города на Днепре, но и, пожалуй, всей Белорусской железной дороги можно назвать вокзал станции Орша. А по итогам республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов он оказался лучшим среди аналогичных комплексов 1-го класса (по результатам работы в прошлом году).

Здесь обслуживают не только местный, но и транзитный пассажиропоток. Полная модернизация оборудования позволила значительно повысить уровень сервиса для пассажиров. Качество работы железнодорожников также вышло на новый уровень.
– Мы стараемся не только поддерживать богатые историко-культурные традиции, но и идти в ногу со временем, – отмечает начальник вокзала Кирилл Машарский. – Более 3 тыс. человек ежедневно отправляются отсюда в путешествия и поездки. Ежесуточно к нам прибывают и отправляются 70-80 пар пассажирских поездов региональных, межрегиональных и международных линий. За первое полугодие пассажиропоток составил более 500 тыс. человек Железнодорожный вокзал в Орше – один из самых крупных на Белорусской железной дороге и входит в число важнейших транспортных узлов страны. Победителем республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов становился не раз. И в этом заслуга всего коллектива.
Сегодня он объединяет 160 человек. Среди тех, кем по праву можно гордиться, – билетный кассир станции Анжелика Хоряк. Ее отношение к людям, чувство ответственности и профессионализм получили высокую оценку – железнодорожница была отмечена знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі».
В прошлом году знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени удостоена старший билетный кассир Наталья Лейбург.
Приобрести проездные документы можно не только в билетных кассах, но и через терминалы самообслуживания. всего их четыре. Установлен также информационно-справочный терминал. Посетители вправе воспользоваться бесплатными услугами: зарядить мобильные устройства и гаджеты, доступен Wi-Fi.
Чтобы пребывание пассажиров стало более приятным, в комнатах отдыха и зале повышенной комфортности организована продажа чайно-кофейной продукции и средств первичной индивидуальной гигиены.
– В 2020-м прошел ремонт, состоялось открытие сервис-центра и «Клуба СВ» на базе зала повышенной комфортности. Помимо этого, на вокзале размещены объекты общественного питания и торговли: кофе-бокс, кафетерий, ресторан с разнообразным меню. Здесь же можно приобрести и продукты в дорогу, – говорит Кирилл Машарский.

Билетный кассир Наталья Турова

Силами работников дистанции гражданских сооружений и вокзала был проведен косметический ремонт комнат отдыха. В здании также обустроены камеры хранения ручной клади. На территории есть парковки, банкомат, аптека, бильярд, банковские отделения и медпункт.
В декабре 2020 года вокзал станции Орша получил сертификат соответствия с требованиями СТБ ISO 9001-2015, подтверждающий высокое качество услуг.
Большая работа проводится по созданию безбарьерной среды.
– Многие люди с ослабленным зрением пользуются услугами железной дороги. Спланировать маршрут и хорошо ориентироваться помогают тактильные элементы, установленные на вокзале: специальная направляющая тротуарная плитка и локальные указатели с надписями шрифтом Брайля, – уточняет Кирилл Михайлович.
В 2019 году на перроне с южной и северной сторон вокзала была полностью заменена плитка. В 2022-м аналогичные работы запланированы на привокзальной площади с восточной стороны.
– Главные информационные указатели дополнены тактильными табличками со шрифтом Брайля. Они размещены на всех входных дверях здания, возле медпункта, рядом с кабинетом дежурного помощника начальника вокзала, – дополняет собеседник.
На вокзале ежедневно проводят эпидемиологические мероприятия, направленные на недопущение распространения острых респираторных инфекций, в том числе COVID-19. Во всех местах массового посещения установлены дозаторы, которые своевременно пополняются антисептическими средствами. На всей территории размещены тематические наклейки, есть и визуальная информация на входных группах, информационный стенд. Также о профилактике распространения COVID-19 напоминает информация, которую озвучивает диктор вокзала.
В июле текущего года на базе медпункта начал работать пункт вакцинации против COVID-19.
Еще краше становится вокзал в канун праздников – государственных, отраслевых, городских. Здесь размещают баннеры и плакаты, организуют фотозоны, проводят выставки. Этот год особенный – он ознаменован 150-летием железнодорожного сообщения между Москвой и Брестом. К юбилею приурочены различные мероприятия.
– Вокзал не остался в стороне. Именно у нас была установлена первая инсталляция в виде верстового столба с указателями расстояний до Москвы и Бреста и закрепленным на нем колоколом, – рассказывает Кирилл Машарский. – Среди знаковых событий назову еще несколько. В июне Орша первой в Витебской области встретила «Поезд Победы», прошла выставка рисунков «Железная дорога глазами наших детей». Есть планы и на будущее.

Страницы истории

Первое деревянное здание железнодорожного вокзала станции Орша появилось в 1871 году с введением в эксплуатацию Московско-Брестской железной дороги. Напомним, что первоначально строительство линии планировалось через Могилев и Минск. Однако в результате изысканий, проведенных инженером Александром Шпилевым, было принято другое решение – проложить дорогу через Оршу и Борисов. Утверждалось, что это сэкономит средства на строительство и позволит избежать двойного перехода через Днепр.
Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что появление железнодорожной линии Москва – Брест стало ключевым для Орши: благодаря станции в городе с хорошим транспортным сообщением начали быстро формироваться жилые массивы.
В 1912 году на месте старого деревянного вокзала построили бетонное двухэтажное здание в стиле модерн (архитектор Иван Струков). Две башни-колонны, расположенные с западной и восточной сторон и соединенные зубчатым парапетом, напоминали крепость. Некоторые черты постройки тех лет сохранились до наших дней.
В середине 30-х гг. XX века пассажиропоток через Оршу увеличился. В связи с этим здание вокзала неоднократно перестраивалось и расширялось. За три предвоенных года были выполнены некоторые работы по внутренней планировке и отделке, а также наружному обустройству.
В годы Великой Отечественной вокзал оказался частично разрушен. В 1944-м началось его восстановление в соответствии с первоначальным проектом, и в конце 1947 года он был полностью возрожден.
Архитекторы все же внесли изменения в художественное оформление объекта. Рядом с ним установили памятник Герою Советского Союза Константину Заслонову.
В 1953 году здание достроили, а на западной и восточной сторонах возвели второй этаж. Над западной частью в 1973-м соорудили дикторскую. В 1980-м на вокзале обновили интерьер, была выполнена частичная перепланировка.
Пассажиры с удовольствием рассматривают еще один объект на привокзальной площади – паровоз серии П36, установленный здесь в 1984-м к 40-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Вторая крупная реконструкция вокзала станции Орша прошла в 2004 году. В основном новшества коснулись внутренней перепланировки и благоустройства внешней территории. Были отремонтированы перроны, платформы, зал ожидания.
В 2007 году железнодорожный вокзал в Орше был внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Сохранить облик этого старинного массивного здания помогают арочные проемы, украшенные колоннами и декоративными элементами лепнины. А еще здесь можно увидеть три репродукции великих русских художников. Это картина Владимира Серова «В. И. Ленин провозглашает советскую власть», Ивана Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» и «Дорога в зимнем лесу» Юлия Клевера. В проходном зале вокзала организован экскурс в историю развития объекта.
В 2019 году вокзальный комплекс станции Орша включен в маршрут промышленного туризма Республики Беларусь. И это еще один повод для гордости.

Юлия СТАРАВОЙТОВА

Яндекс.Метрика