Сентябрь
Ср
22
2021

Зовет дорога машиниста

Три поколения представителей одной профессии, двое из которых почетные железнодорожники, – такое встретишь нечасто. Неслучайно о трудовой династии машинистов Храповых в локомотивном депо Минск говорят с нескрываемой гордостью. Ведь на предприятии они такие единственные! Трудовой стаж представителей этой уважаемой железнодорожной семьи – почти 135 лет, и годы, проведенные на магистрали, они считают лучшими в жизни.

Анатолий Петрович Храпов, его сын Александр Анатольевич с супругой Ниной Николаевной

Первым профессию машиниста выбрал Петр Храпов. Родом он из города Ряжска Рязанской области России. Еще во время Великой Отечественной Петр Сергеевич водил локомотивы с военной техникой и продовольствием к линии фронта, работал в составе паровозных колонн НКПС. Был награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». После освобождения Минска здесь и обосновался.
– Мы приехали в Беларусь из России всей семьей в вагоне-теплушке, – вспоминает сын ветерана, 83-летний Анатолий Петрович. – Года полтора жили в вагоне, потом нам выделили комнату в бараке. Позже перебрались в небольшой дом на три комнаты, жилая площадь которого составляла всего 37 кв. метров. Причем детская комната размещалась отдельно, не была проходной, чтобы ребенок не мешал отдыхать отцу-машинисту перед поездкой. Условия на то время казались просто шикарными.
До 1975 года мы жили в переулке Малом, параллельно улице Машинистов, где обосновалось немало работников депо.
Петр Сергеевич пользовался среди коллег большим уважением. Достаточно сказать, что знака «Почетному железнодорожнику» он был удостоен еще до войны. Благодаря ему профессию машиниста выбрал и сын.
– Работать я начал с 15 лет, – возвращается в прошлое Анатолий Петрович. – Начинал на стройке полиграфкомбината, который сейчас находится на площади Якуба Коласа. На железную дорогу до 18 лет не принимали. А затем отец определил меня на паровоз кочегаром. Ох и непросто было! Даже на этой должности требовались опыт, определенные навыки… Но кто сказал, что дорога к цели будет легкой?! Я многому научился у папы, самое главное – отношению к работе. Жаль, что он рано от нас ушел, в 59 лет. Семейную традицию продолжил я.
…Анатолий Петрович делает небольшую паузу. Словно в памяти перелистывает страницы своей жизни – на много десятилетий назад. В локомотивном депо он отработал 53 года, 40 из которых водил поезда.
– Больше всего любил грузовое движение, – подмечает ветеран труда с улыбкой. – Пассажирское – не очень, и вот по какой причине. К примеру, утром приезжаю в Вильнюс и целый день должен находиться в доме отдыха локомотивных бригад. Обратный рейс только вечером. Для того, чтобы выспаться, так много времени и не надо. Было столько энергии, столько сил!
Кроме Вильнюса Анатолий Петрович водил поезда в Барановичи и не только. Четыре раза повышал квалификацию в Гомельской дортехшколе, получил права на управление паровозом, тепловозом и электровозом. А сколько у него учеников!
Труд Анатолия Храпова нередко получал высокую оценку.
– Наград у меня действительно в достатке, – неспешно говорит собеседник. – Есть даже Почетная грамота Верховного Совета БССР. Но самая главная и дорогая – знак «Почетному железнодорожнику». Я работал машинистом до пенсии, потом трудился в депо на других должностях.
Супруга ветерана Галина Викторовна тоже связана со стальной магистралью: 44 года она работала в железнодорожной больнице, в рентгенофлюорографическом отделении. Машинистом стал и сын Александр.
С теплом отзывается Анатолий Петрович о родном локомотивном депо. Руководство предприятия не забывает ветеранов, часто приглашает их на различные встречи.
– А еще хочу отметить председателя ветеранской организации предприятия Евгению Лапицкую. это очень деятельный, грамотный и работящий человек, – акцентирует внимание Анатолий Храпов. – Присутствовала Евгения Александровна и на недавнем чествовании трудовых династий Минского отделения.
В свои 83 года Анатолий Петрович выглядит бодро, он оптимист – словно и не было десятилетий напряженной работы. По возможности старается бывать на даче, радуясь хорошему урожаю. Здоровье порой подводит, но железнодорожник не унывает:
– Даже если что-то болит, я стараюсь не расстраиваться. А когда немного поработаю физически, боль утихает, и вновь чувствую себя хорошо. Долго лежать на диване не могу.
Такой же энергичный и сын Александр Анатольевич. На Белорусской железной дороге он трудится уже 39 лет.
– Очень смутно помню своего деда – был еще совсем маленький, когда его не стало, – рассказывает он. – В нашей семье хранятся его награды и документы. Сам я родился в железнодорожной больнице, жили мы возле путей… Но не скажу, что мечтал быть машинистом, как близкие родственники. Знаете, в то время нас учили тому, что «все профессии важны, все профессии нужны». Помню, как отец брал меня к себе на работу, показывал кабину тепловоза. Это был восторг! Правда, детям нравилось многое. А когда окончил школу и задумался о магистрали, папа сказал откровенно: «Думай сам. Но помни: работа не из легких…»
Александр Анатольевич все же решил поступить в ГПТУ-34 железнодорожного транспорта (сегодня отраслевой колледж имени Е. П. Юшкевича). Выбрал специальность «слесарь-электрик по ремонту подвижного состава». Почему не помощник машиниста? Говорит, не прошел по возрасту, оказался слишком молодым. Учился Александр Храпов всего год, практику проходил в депо. Там же перед службой в армии успел сдать экзамен и получить заветное свидетельство помощника машиниста.
Осенью 1980-го примерил военную форму и отправился в польскую Легницу для прохождения срочной службы в составе Северной группы войск. Новобранца определили в отдельный спецбатальон охраны. Был часовым, разводящим, начальником караула, командиром отделения… Через два года вернулся домой. Вскоре попал на трехмесячные сборы, получил воинскую специальность «командир мотострелкового взвода» и звание лейтенанта.
В локомотивном депо прошел обучение на курсах и получил свидетельство помощника машиниста электровоза. Работал на тепловозах и электровозах. Машинистом стал в августе 1992 года. начал водить поезда на участке Минск – Барановичи на локомотивах серии ВЛ80с.
– Потом добавились и другие участки: до Орши, Бреста, Жлобина, Осиповичей, литовской Кены, – перечисляет Александр Анатольевич. – Везде своя специфика. Скажем, оршанское направление – одно из самых непростых: профиль пути надо знать назубок, как говорится, ехать, не зевая. Но я бы все-таки ничего не выделял – работа есть работа, и везде требуется самоотдача. Главное – обеспечить безопасность движения. Конечно, и без романтики не обходилось: не один раз в дороге встречал такие рассветы и закаты, которых, наверное, ни один художник не сможет передать на полотне.
Дважды Александр Храпов проходил обучение в Гомельской дортехшколе, причем все экзамены сдавал на отлично. Есть у железнодорожника и особенная награда: он первым на дороге удостоился знака  «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».
– Вообще я не публичный человек, – скромно замечает Александр Анатольевич. – Старался не подвести отца, быть достойным памяти деда. К слову, когда только начинал работать, многие вспоминали Петра Сергеевича, тепло о нем отзывались.
Железнодорожницей стала и супруга Александра Храпова. Нина Николаевна тоже окончила в свое время ГПТУ-34, училась на проводника пассажирских вагонов. Затем несколько лет работала по специальности. С ностальгией вспоминает период, когда в 1980 году в СССР проходила Олимпиада – особенная атмосфера, интересные пассажиры… Потом родился первый сын, декретный отпуск… На семейном совете решили, что Нина Николаевна работу поменяет – супруг часто был в разъездах, она присматривала за малышом. Спустя время родился и второй сын… Вот уже 33 года Нина Храпова трудится на станции Минск-Сортировочный секретарем
начальника.
Повзрослевшие дети выбрали свою стезю. Старший Вячеслав преподает физику в одном из минских лицеев, младший Денис стал дальнобойщиком.
– Как когда-то и мой отец, я не настаивал, чтобы они пришли на железную дорогу. Каждый волен выбирать свой
путь, – отмечает Александр Анатольевич, который в следующем году отметит 60-летие. – Если говорить обо мне, нисколько не жалею, что так сложилась моя судьба. Порой иду на работу и песни пою, возвращаясь домой – тоже. Наверное, это поет душа! Хотя, не скрою, бывали разные времена, особенно когда маленьких детей поднимали, работали и занимались домашними делами. Теперь же хочется пожелать и себе, и близким крепкого здоровья. Жить, радоваться каждому дню и с благодарностью принимать все, что дает нам судьба.

Яндекс.Метрика