«Человек – история»
Более двух десятилетий Сергей Сухоцкий всецело посвятил себя заботе о старшем поколении локомотивного депо Жлобин и передал руководство ветеранской первички только в 2020-м в 84-летнем возрасте. А в этом году был удостоен звания «Почетный председатель» Белорусского общественного объединения ветеранов.
Нынешний год для Сергея Иосифовича богат на праздничные события: в ноябре ему исполнится 85, и 25 лет назад (в 1996-м) в депо открылся музей истории (сейчас комната боевой и трудовой славы), идейным вдохновителем, организатором и бессменным хранителем которого являлся ветеран. Музей более 15 раз становился победителем и призером конкурса среди аналогичных объектов Белорусской магистрали.
С кем ни поговоришь о нашем герое, все отмечают: добрейшей души человек, энтузиаст своего дела с активной жизненной позицией. А еще с чувством глубокого уважения называют его «человеком-историей» – в 1956 году он отправился в рейс кочегаром на паровозе серии «Э» и с тех пор неразлучен с локомотивами. По иронии судьбы, именно первая поездка после окончания Гродненского техникума паровозного хозяйства стала для молодого человека проверкой на профпригодность и верность выбранному делу.
… Паровозная топка дышала раскаленным металлом. Огромный локомотив замедлил ход. За время поездки бригада делала уже четвертую незапланированную остановку. Вместо хорошего топлива в тендер загрузили шихту, которая не столько горит, сколько плавится, закупоривая колосниковую решетку. Почистив топку, нужно ее как следует раскочегарить, поднять давление. И все это в спешке – нельзя допустить срыва графика. Локомотивная бригада действовала как единый механизм. Старался не отставать от старших товарищей и кочегар Сухоцкий. Он без устали подкидывал уголь в железный лоток. Пот заливал глаза, мышцы на руках нестерпимо гудели, а сердце бешено стучало в груди в такт колесам. За тот рейс он перелопатил порядка 15 тонн угля. Вернувшись из поездки, проспал больше суток, но в профессии не разочаровался. Наоборот, когда во время учебы в полковой школе заместителю командира взвода Сухоцкому предложили получить высшее образование, он, почти не раздумывая, попросился в БИИЖТ. Факультет тепловозного хозяйства окончил заочно…
– До армии я два месяца работал помощником машиниста в локомотивном депо Жлобин. Сюда же и вернулся. Закрепили меня за машинистом Григорием Образцовым, – вспоминает собеседник. – Он был мастером своего дела, большим трудягой и все выполнял созвучно своей фамилии – образцово. И я брал с него пример, старался ответственно относиться к делу.
За пару месяцев Сергей Иосифович научился топить паровозный котел (в то время это входило в обязанности помощника машиниста), узнал особенности разных видов угля, изучил устройство паровоза. В рейсе и во время стоянки внимательно поглядывая на правое крыло, присматривался к действиям машиниста, расспрашивал старшего коллегу. И уже через полгода, сдав экзамены, самостоятельно повел состав.
Шесть лет Сергей Сухоцкий водил паровозы. А когда начался переход на тепловозную тягу, одним из первых в депо освоил новую технику. За последующие шесть лет успел поработать на тепловозах всех серий, эксплуатировавшихся в депо. А потом 22 года, будучи машинистом-инструктором, передавал огромный опыт. Сергей Иосифович возглавил самую многочисленную пассажирскую колонну – 55 бригад. А это более сотни людей со своими судьбами и характерами. За каждого он нес ответственность. Объемы пассажирских перевозок в 70-80-е были большими. Жлобинские локомотивные бригады обслуживали плечи в пяти направлениях.
– Порой приходилось задерживаться на предприятии до позднего вечера. Но со мной трудились отличные парни, с которыми можно было свернуть горы и решить любые по сложности задачи. Я гордился каждым, – отмечает собеседник. – Научиться переводить кран машиниста немудрено, но определить, от чего локомотив пошел «в отказ» и где неисправность, устранить ее и привести поезд в пункт назначения – это главное.
А еще опытный железнодорожник точно знает, что нештатные ситуации случаются у любой локомотивной бригады. Важно с достоинством выйти из них, не допустить срыва графика движения, обеспечив безопасность пассажиров и сохранность грузов.
В 1996 году Сергей Сухоцкий перешел на должность слесаря по ремонту оборудования. Тогда ему было 60. Одновременно принял предложение возглавить совет ветеранов депо. Неоднократно поощрялся руководством предприятия, отделения и Управления Белорусской железной дороги. Отмечен знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi». За плодотворную общественную работу в ветеранском движении удостоен звания «Почетный ветеран» Жлобинской районной организации и «Почетный ветеран» Белорусского общественного объединения ветеранов.
Сергей Иосифович и сейчас полон сил и жизненной энергии. Считает себя по-настоящему счастливым человеком, потому что главное в жизни, отмечает железнодорожник, быть оптимистом и любить дело, которым занимаешься.
Лидия СЕРГЕЕВА