Октябрь
Пн
07
2024

Дистанцию пройти достойно

«Трудно ли было работать? Привыкнуть можно ко всему. Главное – желание и самоотдача. Потом препятствий просто не замечаешь», – так рассуждает о нелегких путейских буднях почетный железнодорожник, ветеран Минской дистанции пути Геннадий Куприянчик. он один из тех, кто принадлежит к числу уважаемой трудовой династии.

Геннадий Викторович, его брат Владимир Викторович и сын Павел Геннадьевич

Геннадий Викторович, и это чувствуется уже с первых минут разговора, – человек очень основательный. И немногословный. Его принцип – «семь раз отмерь, один – отрежь». Но о своих близких рассказывает с особым удовольствием. Ведь ему есть чем, а главное кем гордиться. Представители этой семьи свою жизненную дистанцию проходят достойно.

Знать свои корни

– Основатель нашей династии – мой отец Виктор Трофимович. На железную дорогу он пришел в 1956 году. был путевым обходчиком тогда еще Пуховичской дистанции пути. В 1967-м она вошла в состав Минской, – начинает беседу Геннадий Куприянчик. – Отец трудился на дороге долго, вплоть до выхода на пенсию. Был монтером пути, бригадиром, а заканчивал в должности дежурного по переезду. Дело в том, что у Виктора Трофимовича были больные ноги, он даже перенес операцию. Много ходить просто не мог, но и без работы себя не представлял. Кстати, за свой труд удостоен высокой государственной награды – ордена Трудового Красного Знамени, не раз становился победителем социалистического соревнования. В общем, был уважаемым человеком. Его супруга (моя мама) Раиса Яковлевна также трудилась в Минской дистанции пути – посвятила предприятию около 20 лет.
Родительский дом, как вспоминает Геннадий Викторович, находился буквально метрах в 50 от железной дороги. Не раз школьником он приходил на работу к отцу. А еще вспоминает, как ездил с ним на поезде в Витебск – там принимал присягу его дядя.
У Виктора и Раисы Куприянчик было четверо детей: два сына и две дочери. С железной дорогой свою судьбу связали оба брата. Владимир работал в дистанции 11 лет, а вот Геннадий – 39.
– После окончания восьми классов мы с другом поехали поступать в Вилейское СПТУ-116. Я хотел быть механизатором, – удивляет признанием собеседник. – Отучился там один год. А потом, когда вернулся домой, отец устроил меня на железную дорогу. Всего на один месяц каникул. Вместе с другими рабочими я строил перрон на остановочном пункте Веленский – возил воду, мешал бетон… Справился. В итоге к своей специальности я не вернулся, решил связать жизнь с железной дорогой. 1 августа 1975 года началась моя биография в Минской дистанции пути.
Правда, вскоре молодого человека забрали в армию. До места службы добирался долго. Сначала поездом до Анапы, где была учебная часть, затем также по стальной магистрали до Владивостока, а оттуда четверо суток на теплоходе «Русь» в Петропавловск-Камчатский. Три года он служил на пограничном сторожевом корабле «Менжинский». был там мотористом, обслуживал главный двигатель. Экипаж – 76 человек, все из разных уголков Советского Союза. Настоящая школа жизни!
– Первые полгода было трудно, – вспоминает Геннадий Викторович. – А потом привык. Море – особая стихия. Но все же не моя – во время службы очень скучал по дому. после увольнения в запас с радостью вернулся на родину.

В своей стихии

Вновь пришел в дистанцию пути в 1980 году. Первое время был помощником оператора дефектоскопной тележки. Потом отучился на курсах в Барановичах и стал оператором.
Произошли изменения и в личной жизни: женился, родились дети. Чтобы быть ближе к семье, Геннадий Куприянчик решил немного сменить профиль – стал монтером пути. трудился в 8-м околотке, который обслуживает участок в районе станции Пуховичи. К сложностям в работе привык быстро, просто не обращал на них внимания. Зато ловил буквально каждое слово своих наставников. Среди них были бригадир Вацлав Молчанович, дорожный мастер Петр Сухоребрий.
– Хорошие люди вспоминаются и по прошествии десятилетий, – замечает Геннадий Викторович. – А вообще я, хоть и числился новичком, знал практически всех в околотке, ведь в детстве часто приходил сюда к отцу. К труду был приучен с малых лет: наша семья имела свое хозяйство, большой огород, держали корову – забот хватало. Но препятствия я всегда преодолевал стойко.
За прошедшие годы технический прогресс шагнул далеко вперед. Ручной труд уходит в прошлое. Раньше, говорит Геннадий Куприянчик, было все по-другому.
– Чего только стоили зимы! Не один раз мы с коллегами выходили в ночные смены, чтобы убрать с полотна снег. При этом без специальных приспособлений. Работали на совесть, не считаясь со временем. Главное – обеспечить безопасность движения поездов.
Хватало дел и в выходные. Дом четы Куприянчик частный – крепкие мужские руки здесь всегда нужны. И со всеми заботами глава семьи прекрасно справляется. Подает пример младшему поколению. А в 2017-м, когда магистраль отмечала 155-летие, Геннадий Викторович был удостоен высшей отраслевой награды – знака «Почетный железнодорожник». Спустя два года ушел на заслуженный отдых.

…И в этом счастье

Вместе с супругой (ее отец, к слову, тоже был железнодорожником) воспитали двух сыновей. Один из них – Павел Геннадьевич – также сделал выбор в пользу магистрали. В 2002-м он окончил ПТУ-203 (сегодня это Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей) и в том же году устроился в Минскую дистанцию пути монтером. Тогда парню только исполнилось 18. И вот уже почти два десятилетия он работает там, где трудились дед и отец.
Павел Геннадьевич стал настоящим профессионалом, имеет самый высокий, 5-й разряд. Его фото украшало Доску почета дистанции, также железнодорожник был удостоен Благодарности начальника предприятия.
Вспоминает, что за прошедшие годы пришлось многому научиться.
– Я даже получил удостоверение кусторезчика. Объездил, наверное, всю Минскую дистанцию, побывал едва ли не на каждой станции, обкашивал растительность вдоль полосы отвода, – говорит продолжатель династии. – А еще у меня есть удостоверение стропальщика. Тоже пригодилось.
На вопрос, что в работе самое главное, Павел Куприянчик отвечает так:
– Думаю, это поддержка коллектива. А еще дисциплина. Я часто исполняю обязанности бригадира и понимаю, насколько это важно на железной дороге. Плюс соблюдение инструкций, правил, регламентов. Особое внимание – здоровью людей, охране труда.
Павлу Геннадьевичу 37 лет. И гордится он не только производственными достижениями, но и своей семьей. У него три сына, как в сказке: старший – 15-летний Никита, среднему Денису 13 лет, а Богдану всего 2 годика.
– Я буду совсем не против, если кто-то из них продолжит семейное дело, – улыбается железнодорожник. – С детьми и супругой Ольгой мы живем в поселке Дружный, что в нескольких километрах от Руденска. Во время отпуска часто приезжаю к родителям, помогаю по дому. Считаю, что родственные узы самые крепкие. Поэтому с радостью принял участие в чествовании трудовых династий Минского отделения. Столичной дистанции пути в этом году исполнится 150 лет. а если сложить годы, отданные магистрали всеми представителями нашей семьи, получится не намного меньше, – 130. Есть что рассказать! Считаю, что такие мероприятия очень нужны, и хочу поблагодарить всех причастных к его организации. Все прошло на высшем уровне. Важно, что не забывают о непростой профессии путейца.
…Каждому человеку приятно внимание и признание заслуг. Но вслед за праздниками наступают будни. Жизнь возвращается в привычную колею. Впрочем, ритм Белорусской магистрали независимо от даты в календаре не замирает ни на минуту. И в этом немалая заслуга работников дистанций пути. Впереди – новые задачи. К примеру, в сентябре на станции Пуховичи планируется замена стрелочного перевода. Один из важных критериев работы – балльность пути. Как отмечает Павел Геннадьевич, ее стараются поддерживать на достойном уровне. Если возникают трудности, не беда. С такой сплоченной командой все они преодолимы. А дома всегда есть надежный и крепкий тыл. И в этом счастье.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика