Совет простой – работать с душой
«Чем бы ты ни занимался, научись это делать хорошо. Не бойся осваивать новое. Будь добросовестным и внимательным». Этот профессиональный завет слесарь по ремонту подвижного состава Минской дистанции электроснабжения Василий Кирик адресует всей молодежи Белорусской магистрали и никогда не отступает от него сам.
На родном предприятии Василий Владимирович – человек-легенда, настоящий аксакал. Непосредственно в дистанции он трудится 37 лет, а всего на магистрали – более 40. Его вклад в развитие отрасли не единожды был отмечен высокими отраслевыми наградами: в 2007-м герой публикации удостоен знака «Почетный железнодорожник», а в канун профессионального праздника стал полным кавалером знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы».
Родился Василий Владимирович в деревне Филистово Толочинского района Витебской области. Отец и мать работали в местном совхозе. В семье, где было пятеро детей, к труду приобщались рано. Каждый был занят чем-то полезным: помогали по хозяйству, смотрели за младшими, кто постарше – принимал посильное участие в уборочной. После школы Василий отправился поступать в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, но не прошел по конкурсу. Мечту о полете помогла осуществить… армия. Точнее, ДОСААФ. В рамках подготовки запаса летного состава (на случай военных действий) юноше предложили выучиться на пилота вертолета, и парень с радостью согласился. Через 7 месяцев он с отличием окончил Витебский учебный авиационный центр, уволился в запас, но периодически призывался на военные сборы, во время которых проходил профильную подготовку в аналогичных центрах в Богодухове и Вязниках. Доводилось Василию не только управлять «вертушкой», но и прыгать с парашютом. Ощущения остались незабываемые. И все же помимо ярких впечатлений, связанных с авиацией, герой публикации сохранил в памяти одно очень важное правило пилотов, которое пригодилось ему в дистанции электроснабжения.
– Суть его проста, – поясняет собеседник. – Первым делом изучи возможные причины отказов и способы их оперативного устранения, крепко-накрепко вызубри алгоритм действий в нештатной ситуации. Ведь высокое напряжение, как и высота, не шутит, второго шанса не дает.
На стальную магистраль Василий Кирик пришел 2 января 1980 года. Устроился в Минскую дистанцию пути. Поскольку еще со школы имел права на управление трактором, его взяли помощником машиниста шпалоподбивочной машины ШПМ-02, она уплотняла балластный слой верхнего строения пути. Наш герой всегда любил учиться. Поэтому без отрыва от производства окончил железнодорожный техникум в Бресте, получил специальность техника-путейца. Когда же в дистанции появилась новая машина – путевой моторный гайковерт ПМГ-4, предназначенный для отвинчивания и затяжки болтов рельсовых скреплений, – Василий одним из первых получил свидетельство на право управления им. Работал с «гайковертом» год.
Но молодому пытливому уму хотелось развиваться, совершенствоваться. Поэтому в июле 1984-го Василий перевелся в Минскую дистанцию электроснабжения, которая стала для него по-настоящему родной. Пришел сюда из-за машины: уж очень хотелось попробовать себя в роли машиниста автомотрисы. Права получил уже через месяц. Поначалу работал на АГВ. а когда поступила на вооружение более современная АДМ (автомотриса дизельная монтажная), вскоре пересел на нее.
Василий Владимирович – человек дела, слов на ветер не бросает, говорит только по существу. Но когда речь заходит об этой технике, может рассказывать долго. Еще бы! За три десятка лет он свою «ласточку» изучил до последней гайки. «Машина хорошая, надежная, – уверяет железнодорожник. – Многофункциональная, оснащена подъемной рабочей площадкой и телескопической крановой установкой грузоподъемностью 3 – 5 тонн. С ее помощью производятся монтаж и регулировка контактной сети, различные виды ремонта, осуществляется доставка людей и оборудования».
Задача энергетиков стальной магистрали – обеспечивать бесперебойное электроснабжение при установленных скоростях движения и при любой погоде, поддерживать в рабочем состоянии контактную сеть. И без автомотрисы здесь никак. Василий Владимирович был задействован в электрификации участка Помыслище – Дегтяревка – Крыжовка, модернизации устройств контактной сети, реконструкции контактной подвески и электрификации вновь построенного III главного пути на участке Минск-Северный – Ждановичи.
Василий Кирик принимал участие в переустройстве контактной сети на станциях Минск-Южный, Колядичи, Михановичи, Руденск, в возведении пассажирской технической станции в Минском железнодорожном узле и т.д. Помимо плановых работ случались и аварийные выезды в любое время суток и в любую погоду. В таких ситуациях особенно важны профессионализм и слаженность действий всех участников процесса, согласованность со смежниками.
– Хотелось бы отметить своих коллег: бывших начальников района контактной сети Помыслище Александра Владимировича Вераксича и Андрея Викторовича Русских (ныне начальник Минской дистанции электроснабжения), машиниста АДМ Петра Ивановича Сацуру и электромеханика Василия Васильевича Козловича (оба уже на заслуженном отдыхе), – отмечает собеседник. – Это не просто грамотные специалисты, но и замечательные товарищи!
Первейшая задача машиниста автомотрисы – обеспечить исправность вверенной ему техники, которая должна быть готова в любой момент безотлагательно выехать на линию. На протяжении многих лет Василий Кирик был старшим машинистом АДМ в своем районе контактной сети и строго следил за техникой. Берег, заботился, того же требовал и от сменщиков. Для него автомотриса – не просто «единица» на балансе предприятия, а надежный товарищ, с которым пройдено и пережито многое. Свою первую автомотрису АДМ-713 герой публикации когда-то лично принимал на заводе-изготовителе. На ней отработал большую часть времени. Довелось ему освоить и более современную версию – АДМ-1671.
Почти три года назад в силу возраста Василий Владимирович был вынужден сменить профессию машиниста и стать слесарем по ремонту подвижного состава. Но технике, с которой прошел сотни километров, не изменил: проводит ее техобслуживание и ремонт, продолжает заботиться о своих «ласточках». А молодые машинисты автомотрис, оказавшись в сложной ситуации, звонят мастеру, просят совета. И он никогда не отказывает. А главный совет – работать с душой.
Василий Кирик из тех настоящих мужчин, кто построил дом, посадил дерево и вырастил сына. Даже двух. Старший уже работает электриком, младший учится на инженера-электрика. Отец для них – пример во всем.
Инга МИНДАЛЁВА