Октябрь
Ср
09
2024

«…Я даю дереву вторую жизнь»

Он и плотник, он и столяр... Дежурный по Могилевскому отделению Александр Тютюнов прочно связал свою судьбу с магистралью. Но еще раньше в его жизнь вошла резьба по дереву – такому живому и послушному рукам мастера материалу.

– Запах стружек и опилок у меня ассоциируется с детством, потому что много времени проводил с отцом, когда тот плотничал или столярничал, – рассказывает собеседник. – Можно сказать, что любовь к этому ремеслу перешла ко мне по наследству. И отец, и дед, и прадед делали мебель, бочки, кухонную утварь. Не чуждо им было и творчество. Но в полной мере осознать свое предназначение помог школьный учитель труда – Валерий Алексеевич Прокопенко. Глядя на его работу, увлеченность, я тоже не мог оставаться равнодушным.
Родился Александр Егорович в 1975 году в Сенненском районе Витебской области в деревне с говорящим названием Пламя. Так, «загоревшись» еще в ранние годы, своему пристрастию не изменил и сейчас. «Я в детстве друзьям делал деревянные пистолеты, автоматы. Весь класс вооружил таким образом», – смеется он. Умение что-то мастерить особенно пригодилось после женитьбы, когда предстояло обустраивать быт. А второе дыхание у Александра Тютюнова открылось несколько лет назад, когда семья сменила квартиру на частный дом. На территории сразу появилась небольшая мастерская. В ней все, что нужно: шлифовальные машинки, самодельный лобзиковый станок, дрель и другие приспособления. Но в основном мастер использует ручные инструменты – только резцов по дереву у него порядка двух десятков.

Больше всего Александру Егоровичу нравятся мягкие породы дерева: липа, осина, ольха. Они хорошо поддаются обработке. Для крупных изделий (столы, стулья) использует сосну. Из дуба выходит красивая, прочная посуда. У каждой древесины своя структура и свой цвет. У липы и осины – белая. Она хороша для небольших элементов декора, например, статуэток. А если нужно изменить оттенок – в помощь различные морилки. Вот только дуб столяр ничем не хочет «портить», никакого покрытия, кроме масла или лака.
– Я вообще люблю, чтобы дерево оставалось в своем натуральном цвете. Ведь оно живое, – уверен мастер. – Даже тактильно чувствую это. Металл, например, холодный, а дерево – теплое, податливое. Пусть погибло растение, но я своим трудом, своими руками даю ему вторую жизнь. Когда я занят в мастерской, у меня все плохие мысли уходят, нахожу в этом занятии отдушину.
Каждая новая работа начинается с идеи: сначала делается набросок, а дальше – дело рук. Александр Егорович творит, скорее, по наитию. Утверждает, что если в процессе создания что-то пошло не так – не страшно. Всегда можно исправить или изменить. В каталоге изделий от Тютюнова – посуда, предметы интерьера, в том числе статуэтки, часы. Есть в этом списке подставка для украшений и даже трюмо для любимой супруги. На кухне красуются стилизованные под старину стол и стулья из сосны. Очень нравится мастеру делать ложки, но не обычные, а декоративные. Среди изделий есть и железнодорожная эмблема, так называемые «крылышки». Конечно же, из дерева.

– Дома моих работ не много, все дарю друзьям и знакомым. Люблю радовать людей, – делится собеседник. – Некоторые вещи появляются просто потому, что очень захотелось их создать, и остаются у меня до тех пор, пока не найдут своего хозяина. Могу и из металла что-то изготовить. Например, увидел в Интернете, как один художник из проволоки мастерил подстаканники. Решил тоже попробовать и изготовил для друга такой набор, стилизованный под рок-группу. Но это мелочи. Основной и любимый материал – всегда дерево.
Чтобы сделать даже небольшую статуэтку, нужно несколько дней. И то – при условии ежедневной работы. Всецело уйти в творчество получается преимущественно в отпуске или в выходные. Время для любимого занятия позволяет «выкроить» и удобный рабочий график. На железную дорогу Александр Тютюнов пришел после окончания оршанского отраслевого техникума и трудится до сих пор.

– Другого дела не хочу. Я в этом смысле человек основательный, считаю, что если дал такую негласную присягу, то работать надо честно. Чувствую себя на своем месте уверенно, – говорит железнодорожник.
Свидетельствует о правильности сделанного когда-то выбора также отношение коллег и руководства. Александр Егорович награжден знаками «Выдатнiк Беларускай чыгункi», «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени. Дважды побеждал в конкурсе профессионального мастерства. В 2020 году фотография железнодорожника была занесена на Доску почета Могилевского отделения. К слову, коллеги к хобби Александра Егоровича относятся хорошо. Иногда он дарит им свои поделки или веселит дружескими шаржами.

Нравится увлечение мужа также супруге Галине Леонидовне. И в быту – подспорье, и в коллекции дамских украшений пополнение: такие изделия всегда смотрятся оригинально. Старший сын, которому 16 лет, как-то пошутил, что «папа застрял в деревянном веке». Павел хоть и спортсмен (каратист, имеет много наград), но тоже умеет столярничать. Александр Егорович уверен, что в парне проявились гены мастеровитых предков по отцовской линии. Младший, восьмилетний Михаил, также имеет творческие наклонности, неплохо рисует.
На вопрос: «Какая работа самая любимая?», Александр Тютюнов уверенно отвечает – та, которая еще делается. Это резные шахматы из ольхи. Трудится над ними мастер с марта. Из 32 фигур готовы 28. Еще немного и в шахматный бой вступят уникальные в своем роде ферзи и ладьи под прикрытием пешек.
– Я не знаю, что такое «скучно», – резюмирует Александр Тютюнов. – Метаться, бросать и начинать что-то новое – не в моем стиле. Если несколько дней мне нечем заняться, становится даже как-то неспокойно внутри. Будто без цели живу. А как только начинаю новую поделку – сразу все становится на свои места.

Елена ВЕТРОВА
Фото из личного архива героя публикации

Яндекс.Метрика