Мастерство и виртуозность
Жизнь – как с чистого листа. Таким, без преувеличения, стал для поездного диспетчера оперативно-распорядительного отдела ЦУПа Олеси Клименко нынешний 2021 год. Новая работа в новом городе, новый коллектив. А еще – первое вседорожное признание: недавно девушка стала призером конкурса молодежных инициатив, который проводился на Белорусской магистрали.
Такое высокое достижение – отличный подарок ко дню рождения, который Олеся отметит в сентябре. Ей исполнится 25 лет.
Выросла наша героиня в Калинковичах. Она единственная железнодорожница в семье. Выбор в пользу магистрали сделала сама, проявив в этом вопросе редкое в столь юном возрасте здравомыслие. Искала стабильную, надежную отрасль. И не прогадала. После окончания БелГУТа получила распределение на станцию Гомель-Четный, поначалу занималась обработкой поездной информации и перевозочных документов на СТЦ, затем ее назначили дежурным по станции. Олесе тогда было всего 22 года, и все же девушка прекрасно осознавала всю меру ответственности, которая легла на ее плечи. «Волновалась, конечно, – вспоминает железнодорожница. – Отвечать приходилось не только за себя. Маневровая работа, отправление и прием поездов – приходилось держать в голове все перемещения персонала и техники. Спасибо старшим коллегам, поддерживали, наставляли. Вообще, в нашей профессии нужно быть внимательным, бдительным, стрессоустойчивым, досконально знать инструкции и алгоритм действий в той или иной ситуации, где нужно – проявить твердость. Одной исполнительности мало, тут важно уметь «включать голову» – просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, анализировать. И делать это быстро: оперативная работа требует скорости мышления. Не каждый человек по складу характера для нее подойдет».
Несмотря на возраст, Олеся Клименко со всеми задачами справлялась замечательно. Поэтому неудивительно, что уже через год с небольшим ее пригласили на должность поездного диспетчера в отделение, но сразу предупредили о скором переезде в столицу, в новое здание Центра управления перевозками Белорусской железной дороги. Это была прекрасная возможность вырасти в профессиональном плане, в карьере, и Олеся, поразмыслив, согласилась. В феврале текущего года она перевелась в аппарат Гомельского отделения, прошла там стажировку и в конце марта уже приступила к новым обязанностям в ЦУПе.
В плане комфорта работать здесь – одно удовольствие: для всех специалистов созданы оптимальные условия. И в первую очередь для диспетчеров. В просторном операционном зале никто никому не мешает, каждое рабочее место оборудовано рядом автоматизированных систем, которые позволяют обеспечивать и контролировать управление движением поездом на вверенном участке. Зона ответственности Олеси Клименко – участок Рогачев – Житковичи (его подключили к ЦУПу одним из последних, уже в этом году). Он имеет свою особенность: на всем протяжении перегоны здесь однопутные, так что диспетчеру приходится проявлять мастерство, а порой и виртуозность, чтобы обеспечить безопасный пропуск и скрещение поездов, избежать длинных простоев составов на станциях в ожидании обгона и привести их вовремя в пункт назначения. График движения на железной дороге – основа основ, залог безопасности пассажиров и сохранности грузов. Те, кто работают в ЦУПе, прекрасно это понимают. Вместе с Олесей за участок Рогачев – Житковичи отвечают шесть диспетчеров, они посменно меняются через 12 часов. Такой график девушку устраивает. В ЦУПе она полгода. Говорит, что период адаптации уже закончен, хотя иногда и накатывает волнение. От осознания важности своего дела и высокого уровня личной ответственности.
Олеся всегда любила интеллектуальный труд, в особенности анализировать и находить оптимальные решения сложных задач. На это же была нацелена ее инициатива, представленная на конкурс, которая по итогам 2019 года принесла ей второе место. Название говорит само за себя: «Организация оперативного управления эксплуатационной работой в Гомельском отделении при создании Центра управления местной работой». За основу девушка взяла свой дипломный проект в БелГУТе.
– После перевода в ЦУП поездных диспетчеров из отделения в Гомеле остались их коллеги по местной работе, в новой созданной структуре – ЦУМР. Я предложила два варианта оптимизации его функционирования, – пояснила автор. – Первый предусматривал территориальное разделение на три района управления местной работой (Гомельский, Жлобинский и Калинковичский), и в границах каждого отдельный диспетчер выполнял бы планирование и распределение грузовой работы. Второй вариант предполагал функциональное разделение обязанностей между двумя диспетчерами на общей территории: один отвечал бы за планирование грузовой работы, другой – за развоз местного груза. Расчеты показали, что второй вариант более рациональный.
Высокой оценке своей идеи Олеся очень рада, достижением гордится, тем более, что впервые приняла участие в дорожном соревновании. Можно не сомневаться: впереди у нее – новые вершины.
Инга МИНДАЛЁВА