Декабрь
Пт
06
2024

Вспоминается с сердечной теплотой

Не одно десятилетие отдала Лидия Черепко работе на Белорусской железной дороге. Своим трудолюбием и ответственностью добилась уважения и признания. Многочисленные награды – красноречивое тому подтверждение.

И все годы, проведенные на магистрали, вспоминала слова отца: «Взялась за работу – выполняй ее добросовестно. Так, чтобы не было стыдно ни перед коллегами, ни перед собой».
Лидия Николаевна, которой 2 сентября исполнится 83 года, прошла большой жизненный путь. Но и сегодня часто вспоминает тропинки, по которым бегала в детстве вместе с подругами. Как же давно это было!
Родилась она в деревне Логуново Пустоштинского района Псковской области. Была пятым (и самым младшим) ребенком в семье. Когда началась Великая Отечественная, девочке не было и трех лет. Отца призвали на фронт. Родные прощались с ним со слезами на глазах. Но, к счастью, беда миновала, и глава семьи вернулся домой в сентябре 1945-го. Николая Сафоновича выбрали председателем колхоза. На этом посту он оставался долгие годы, вплоть до выхода на заслуженный отдых.
Лида пошла в школу, окончила четыре класса в родной деревне. Чтобы получить среднее образование, нужно было добираться до города Пустоштинска, а это 10 километров пешком. Вставала очень рано, еще не было и шести утра… Время в пути пролетало незаметно, ведь в школу ходили дружной компанией. Училась девочка хорошо, особенно нравились физика, математика и уроки труда. После выпускных экзаменов Лида задумалась о дальнейшей учебе. Родители ее в этом поддержали. В итоге остановилась на Великолукском техникуме железнодорожного транспорта. Сыграло свою роль и то, что студенты учебного заведения имеют право бесплатно ездить на поездах и обеспечиваются местом в общежитии. Лидия получала знания по специальности «техник-механик вагонного хозяйства».
После окончания техникума ее направили в Управление Белорусской железной дороги, а затем в Осиповичское вагонное депо. Так, 5 апреля 1958 года началась новая страница в биографии железнодорожницы. Она стала осмотрщиком вагонов. С первых дней молодого специалиста взял под отеческую опеку старший осмотрщик Михаил Козлов. Она и сама проявляла усердие и настойчивость. Вскоре девушку начали приводить в пример остальным.
– Я убедилась, что могу работать наравне с мужчинами, – вспоминает Лидия Николаевна. – И вскоре меня признали лучшим осмотрщиком вагонов Белорусской железной дороги. Это достижение просто окрылило.
В вагонном депо она встретила свою вторую половинку – Владимир Черепко был осмотрщиком-автоматчиком, отвечал за исправность тормозной системы в подвижном составе. В августе 1959-го влюбленные сыграли свадьбу, через два года родился сын, которого назвали Сергеем. В декретном отпуске Лидия Николаевна была всего полгода, а затем вышла на работу. В 1961 году ее назначили бригадиром механического участка, затем – бригадиром цеха текущего отцепочного ремонта вагонов.
– Не скрою, первое время было тяжело. Мне ведь тогда и 23 лет не исполнилось, трудилась очень молодой и порой не хватало опыта. В бригаде были мужчины в полтора-два раза старше. Иногда казалось, что ко мне относятся снисходительно… Позже узнала, что коллеги проверяли меня на профпригодность: что знаю и умею, обнаружу ли брак и потребую ли его устранить. В мои обязанности входили наружный осмотр и определение неисправностей поступившего в ремонт вагона с последующей его разметкой. Доказывала делом, что чего-то стою. А вскоре стала лучшим бригадиром Белорусской железной дороги.
В декабре 1969 года Лидию Николаевну назначили мастером участка текущего отцепочного ремонта вагонов. Она проявила себя не только как грамотный руководитель, но и как новатор – ее многочисленные рационализаторские предложения успешно внедряли в производство. Не один раз Лидия Черепко становилась победителем социалистического соревнования, получила нагрудный знак «Ударник XI пятилетки». Среди наград – медаль «За трудовое отличие», орден Трудового Красного Знамени.
1977-й принес новые достижения – победу в дорожном конкурсе «Лучший по профессии» среди мастеров вагонных депо. Лидию Николаевну наградили также знаком «Почетному железнодорожнику». В 1982-м за успехи в труде она стала лауреатом Государственной премии БССР. В этом же году участок Лидии Черепко одним из первых перешел на бригадный подряд. Благодаря этому повысилось качество ремонта вагонов. Участвовала железнодорожница и в выставке достижений народного хозяйства СССР, была удостоена Почетной грамоты.
Лидия Николаевна всегда оставалась трудолюбивой, отзывчивой, таким человеком, к кому можно было обратиться за помощью и советом и не получить отказ. Эти качества железнодорожница ценила и в коллегах, о которых поныне вспоминает с сердечной теплотой.
Проработав мастером более 18 лет, воспитала многих высококлассных специалистов-бригадиров. За науку, терпение, сердечность ей благодарны многие – Валерий Голуб, Леонид Ольшанский, Владимир Довгайло, Андрей Меняйлов и другие.
Находила время Лидия Николаевна и для активной общественной работы: секретарь цеховой парторганизации, член группы народного контроля, входила в редколлегию стенгазеты «Вагонник», была делегатом XXX съезда КПБ.
В 1986 году железнодорожницу наградили орденом Ленина, она стала лучшим мастером на сети дорог МПС СССР, опередив многих именитых коллег-мужчин, участников всесоюзного конкурса. Гордится тем, что представляла тружениц Белорусской магистрали
на всесоюзном съезде женщин, где лично познакомилась с летчиком-космонав

том Валентиной Терешковой. В 1991-м была удостоена знака «Отличный работник Белорусской железной дороги». Спустя три года Лидию Николаевну назначили старшим мастером.
В 1996 году женщина написала заявление с просьбой освободить от занимаемой должности. «Надо давать дорогу молодежи», – так объяснила свое решение. Но с родным депо еще долго не могла проститься – в течение семи лет, до 2003-го, трудилась бригадиром участка текущего отцепочного ремонта вагонов. Очень рада тому, что судьба привела на стальную магистраль.
Сложилась и личная жизнь – вместе с мужем воспитали двоих детей – Сергея и Елену, правда, железнодорожниками они не стали.
– Главное, что выросли достойными и порядочными людьми, трудолюбивыми и честными, – говорит Лидия Черепко. – Сын окончил в Минске политехнический институт, дочь получила высшее образование в педагогическом университете, а внук Дмитрий имеет диплом технологического университета.
Даже на заслуженном отдыхе Лидия Николаевна внимательно следит за успехами родного вагонного депо, от корки до корки читает газету «Железнодорожник Белоруссии». Любит цветы, которых много в доме и на даче. Своим цветением и яркой красотой они радуют хозяйку и ее гостей. Хочется пожелать этой замечательной, жизнелюбивой женщине крепкого здоровья и только хороших новостей.

Георгий
АЛЕЙНИКОВ

Яндекс.Метрика