С каждым вести диалог
Наравне с обеспечением бесперебойного функционирования обслуживаемых устройств и обновлением материально-технической базы в Лидской дистанции сигнализации и связи огромное внимание уделяют и работе с кадрами, что позволяет достигать отличных производственных результатов. Так, по итогам отраслевого соревнования за первое полугодие 2021-го коллектив предприятия – в числе лучших на Белорусской магистрали.
От идеи – к изобретению
– Наша дистанция – самая протяженная по географическому охвату среди аналогичных (в зоне обслуживания – более 700 км и 35 станций), размещена в 14 районах Гродненской области. Но мы – не просто производство, а одна большая семья, в которой опытные коллеги помогают новичкам, – отмечает заместитель начальника по кадрам и идеологической работе Иван Бондаренко. – У нас в штате – почти 300 человек. Самые массовые профессии – электромеханики, инженеры, старшие электромеханики, электромонтеры СЦБ, связи и охранно-пожарной сигнализации. Половина коллектива – люди среднего возраста (от 31 до 47 лет). Доля молодежи до 31 года составляет 30%, от 50-ти и старше – 20%. Создать комфортную корпоративную среду, обеспечивающую достойные условия труда и профессиональный рост, – моя главная задача. Во многом этому способствует цифровизация производства. Так, мы – первая дистанция в Барановичском отделении, которая в кратчайшие сроки ввела в эксплуатацию подсистему «Управление персоналом» Единой корпоративной интегрированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК ИСУФР). Используем и собственные разработки. Я, к примеру, с шести лет увлекаюсь программированием. Эти навыки помогли создать приложение, которое позволяет оперативно собирать и обрабатывать информацию. Ее предоставляют мне старшие электромеханики, пройдя интернет-опрос в приложении, которое затем объединяет полученные сведения. Остается только запустить функцию подсчета. При этом, если у старших электромехаников цифры под рукой, они могут заполнить форму, находясь на выезде, с мобильного телефона. И необходимость куда-либо ехать, получать доступ к компьютеру отпадает. С помощью интернет-опроса в короткие сроки было проведено также анкетирование молодых специалистов и их руководителей. Доступ к итоговым результатам предоставили специалистам Барановичского отделения. Приложение оформили как рационализаторскую разработку.
Среди авторских идей Ивана Бондаренко и его коллег также программа по сбору имеющихся вакансий со всех подразделений Барановичского отделения дороги, электронная подача документов для оформления командировки с шаблоном для билета на железнодорожный транспорт, если он необходим. Есть даже приложение для отбора кандидатов на отраслевые награды, для занесения на Доску почета – решение о поощрении руководство принимает совместно с коллективом. В ближайшее время на предприятии планируют внедрить новацию для учета работы КИПа СЦБ, а также транспорта в режиме онлайн. Это позволит уменьшить трудозатраты на проведение каких-либо мероприятий, сократить бумажный документооборот.
Ресурсы выгодного сотрудничества
– Большое внимание уделяется также повышению квалификации работников и в целом, их обучению, – продолжает Иван Бондаренко. – Ориентир в первую очередь на безопасность, соблюдение требований охраны труда при выполнении работ с платформ на высоте, при использовании электро- и пневмоинструмента, оказание первой медицинской помощи. Совершенствовать профессиональные навыки и пополнять багаж знаний отправляем наших специалистов прежде всего в Барановичское подразделение Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Причин несколько: отличные преподаватели, хорошая база, в том числе и по устройствам СЦБ, есть курсы для электромехаников, обслуживающих КТСМ (появились по нашей инициативе). Результат плодотворного сотрудничества – значительное повышение качества обслуживания устройств и их содержания. А это положительно сказывается на деятельности всего предприятия. Так, по итогам работы за прошлый год дистанция – в тройке лучших подразделений Барановичского отделения.
Помимо того, что специалисты Лидской дистанции сигнализации и связи повышают квалификацию в Барановичах, на производство приезжают преподаватели обоих подразделений и самого Дорожного центра.
Они проводят на местах курсы по охране труда.
Например, темой недавнего обучения в Лиде стало обеспечение безопасности при работе с электроинструментом. В планах – организовать семинары в Гродно и Волковыске. Также обязательными являются занятия по технической учебе. Развито на предприятии и наставничество.
– Около 60% от общего числа наших работников имеют высшее образование. Наблюдается тенденция к его получению выпускниками средних специальных учебных заведений. Практически все ребята, которые приходят в дистанцию после окончания отраслевых техникумов или колледжей, поступают затем в БелГУТ на заочное отделение, – рассказывает Иван Бондаренко. – В этом году у нас «прибавление» – 12 молодых специалистов, выходцев из БелГУТа и его брестского филиала. Практически ежегодно выдаются целевые направления в данные учреждения на специальность «автоматика и телемеханика» для пополнения штата новыми кадрами. Определенные шаги в этом направлении делаем постоянно, начиная с 1 сентября. Мы посещаем школы, разговариваем с руководством, а затем собираем целевую аудиторию – учеников 9 – 11 классов. На встречах рассказываем ребятам о предприятии, профессиях, обслуживаемых устройствах и так далее. Однако прежде всего акцентируем внимание на том, что целевой договор подразумевает работу в дистанции в течение пяти лет. В этом году мы уже дали трем учащимся направления в брестский отраслевой колледж. Во время учебы они будут проходить в дистанции практику, а после выпуска начнут в качестве электромехаников или электромонтеров обслуживать устройства на небольших промежуточных станциях.
Индивидуальный подход
Еще одно направление деятельности кадрового подразделения Лидской дистанции сигнализации и связи, которым занимаются специалист и заместитель начальника по кадрам и идеологической работе, – организация оздоровления и досуга коллектива. Хорошей традицией стало проведение в День железнодорожника спартакиады. Стоит отметить, что среди работников дистанции есть активные участники отделенческих и дорожных соревнований по различным видам спорта.
– У нас достаточно талантов и в других сферах. Например, сильные вокальные данные телеграфиста Софии Куприян помогли ей оказаться в числе победителей дорожного конкурса народного творчества «Созвездие талантов», – рассказывает Иван Бондаренко. – Вопрос про хобби и увлечения – обязательный для кадровиков, при приеме на работу всегда его задаю. Лучше узнать человека помогают его странички в социальных сетях: настроение, интересы, яркие события из жизни, например, свадьба. К слову, за нынешний год три пары наших специалистов сочетались браком.
Заместителем начальника по кадрам и идеологической работе Иван Борисович трудится девять лет. Признается, что сразу было непросто, но со временем, повышая квалификацию, нашел подход к каждому.
– Акцент – на психологию личности и мотивацию специалистов, – делится профессиональными секретами собеседник. – При этом считаю важным создать такие условия, чтобы к тебе могли прийти и поделиться тем, что волнует. Случается такое довольно часто. Всегда стараюсь оказать помощь и словом, и делом. Кадровая политика – это не только обучение, награды, мотивация. Необходимо тщательно изучать и учитывать в дальнейшем возможности работника, чтобы он мог развиваться, раскрывать способности с максимальной эффективностью. Важно вести диалог с каждым в отдельности, лично понаблюдать за ним в деле, чтобы убедиться – человек на своем месте или, наоборот, лучше его перевести. Только так можно достигнуть отличных результатов.
Анастасия МЕЛЕХОВА