Февраль
Ср
28
2024

Спутники стали ближе

Вчера, 10 сентября, исполнилось 10 лет с начала регулярного движения поездов городских линий Белорусской железной дороги.

К хорошему привыкаешь быстро. Сегодня нам уже трудно представить транспортную агломерацию Минска и пристоличья без этих стратегических железнодорожных артерий. Города-спутники стали ближе, ведь добраться из Руденска или Смолевичей до центра теперь можно за 48 минут, из Заславля – и того меньше – за полчаса с небольшим. Современный подвижной состав преодолевает это расстояние примерно за то же время, что и автомобиль, однако уровень комфорта и безопасности в ЭПГ – несоизмеримо выше.
Жесткая сцепка и другие технические решения гарантируют максимально плавный ход. Открытый проход между вагонами дает видимость всей длины состава и свободу передвижения. Низкий уровень пола, кондиционеры, тепловые завесы входных дверей, видеокамеры внутри салона, а также информационные табло и дисплеи – все это к услугам пассажиров. Расстановка кресел по принципу «3+2» оправдывает себя даже при очень интенсивном пассажиропотоке (поезд рассчитан на 555 человек).
В каждом вагоне предусмотрена просторная зона для пассажиров с детскими колясками и велосипедами. Кроме того, продуманы специальные рекреации для людей с ограниченными физическими возможностями, в частности, есть дополнительные приспособления для крепления инвалидных колясок.
А еще – высокое ускорение при разгоне и быстрое замедление при торможении вкупе со стопроцентным резервированием систем контроля и управления, что очень важно для городских перевозок.
Сегодня мы воспринимаем эти блестящие образцы инженерной мысли как должное, а ведь 10 лет назад прибытие швейцарских красавцев с изображением астры на борту стало знаковым событием не только для Беларуси (ознаменовав открытие нового формата пассажирских перевозок), но и для всего постсоветского пространства (поскольку наша страна оказалась первой в Восточной Европе, где Stadler встал на колею 1520 мм).

Станция Смолевичи, 2015 год

– Практически сразу после запуска городские линии нашли своего постоянного потребителя, поскольку данный продукт оказался очень конкурентоспособным и гармонично вписался в городскую транспортную инфраструктуру, – рассказал первый заместитель начальника пассажирской службы Управления Белорусской железной дороги Александр Дрожжа. – В столице у нас образовался ряд пересадочных узлов с крупным пассажиропотоком – это станции Минск-Пассажирский, Минск-Северный, Минск-Восточный, остановочный пункт Институт культуры, где успешно взаимодействуют различные виды транспорта. По возможности смежники стараются увязывать расписание, чтобы пассажирам не приходилось тратить много времени на ожидание.

Как отметил Александр Дрожжа, популярность городских линий год от года растет. Всего за 10 лет ЭПГ перевезли более 30 млн. человек. Сегодня этим комфортабельным подвижным составом ежемесячно пользуются около 300 тыс. пассажиров. Представитель службы также рассказал, что в текущем году маршрут Минск – Смолевичи был продлен до станции Красное Знамя. Это позволило железнодорожникам охватить новым форматом остановочный пункт Заречное, который территориально находится в пределах города-спутника, и улучшить здесь транспортное обслуживание жителей. Сегодня железнодорожное сообщение между столицей и ее городами-сателлитами обеспечивают 35 пар электропоездов ЭПГ: 5 пар в направлении Минск – Красное Знамя, 9 пар – Минск – Руденск и 21 – Минск – Заславль.

А теперь немного истории. Давайте вспомним основные вехи развития данного проекта. Возник он неслучайно. Связать пригород со столицей на качественно новом транспортном уровне осенью 2009 года поручил Белорусской железной дороге Президент. Задача была актуальная, так как территории микрорайонов Каменная Горка, Масюковщина, Лебяжий застраивались не по дням, а по часам, набирал обороты многотысячный спорткомплекс «Минск-Арена».

19 марта 2010 года Белорусской железной дорогой был подписан контракт со швейцарской компанией Stadler на закупку 10 современных электропоездов, 6 из них предполагалось задействовать по программе городских линий, а 4 – на региональных маршрутах.
Уже через год, 22 марта 2011-го, состоялась презентация первого инновационного электропоезда для городских линий. Представляя свое детище, руководитель компании Stadler Петер Шпулер подчерк-нул, что очень гордится тем, что электропоезд Flirt будет эксплуатироваться в Беларуси: впервые фирма поставляет подвижной состав в страну бывшего Советского Союза. В СНГ глава компании видел большой потенциал, потому что благодаря опыту, полученному при разработке подвижного состава для города Хельсинки, Stadler смог предложить современные моторвагонные электропоезда для эксплуатации на колее 1520 мм при температурах до -40°C.
Возглавлявший в то время Белорусскую железную дорогу Анатолий Сивак отметил, что при выборе поставщика подвижного состава предпочтение было отдано компании Stadler, поскольку швейцарские электропоезда в полной мере соответствуют основной концепции нового формата: мобильности и экологичности. Кроме того, они надежны, экономичны и комфортны для пассажиров.

В этот же день, 22 марта, руководителями компаний был подписан меморандум о сотрудничестве. Стороны договорились продолжить взаимодействие в области разработки, производства и приобретения современного подвижного состава с целью внедрения нового формата пассажирских перевозок в нашей стране.
9 сентября 2011 года поезд городских линий представили Президенту Беларуси Александру Лукашенко в рамках посещения им объектов транспортной инфраструктуры столицы.
Глава государства проехал на нем от Минска до Ждановичей, в пути ознакомился с техническим оснащением и интерьером вагонов, побывал в кабине машиниста.

В регулярном сообщении поезда ЭПГ стали курсировать с 10 сентября 2011-го по маршруту Минск – Ждановичи – станция Беларусь, соединив столицу с ее спутником – Заславлем, а центр города – со спальными районами Масюковщина и Каменная Горка. Помимо закупки инновационного подвижного состава внедрению нового формата пассажирских перевозок предшествовала большая работа по модернизации железнодорожной инфраструктуры на участке Минск – Беларусь. Чтобы обеспечить безопасность и скорость движения, применяли самые современные технологии.

Заводская приемка первого электропоезда. Завод Stadler Bussnang AG, г. Бусснанг, Швейцария, 2011 год

В 2013-м открыли второе направление городских линий – Минск – Руденск. Перед этим на станциях Минск-Южный, Колядичи, Руденск, остановочном пункте Лошица выполнили путевое переустройство, построили подземные пешеходные переходы, павильоны, реконструировали пассажирские платформы, заменили инженерные коммуникации. На остановочном пункте Лошица в черте Минска был сформирован пересадочный узел с наземным транспортом.

Моторвагонное депо Минск, 2011 год

В 2015-м городские линии соединили столицу и Смолевичи. Прежде чем запустить поезда ЭПГ на этом маршруте, здесь также потребовалось создание необходимой инфраструктуры. Был проведен значительный объем строительных и ремонтных работ. Благодаря удобному расписанию с первого дня новый формат перевозок нашел своего пассажира.

Станция Руденск, 2013 год

Сегодня, спустя 10 лет, уже можно смело сказать, что задача, которую поставил глава государства перед железнодорожниками, выполнена. Создана устойчивая транспортная связь между Минском и его городами-спутниками. Пассажирские перевозки в пределах столичной агломерации выведены на качественно новый уровень – как в плане безопасности, так и в плане комфорта. Это конкурентоспособный и востребованный продукт. Но нет предела совершенству. Развитие продолжается.

Инга
МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика