Станция, которая объединяет
17 сентября в Беларуси впервые отметят День народного единства – дата неслучайная и глубоко символичная. В этот день в 1939 году началось воссоединение белорусского народа в общее государство, разделенное в результате Рижского мирного договора. У истоков, точнее, границ этого единения, в прямом смысле стояли железнодорожники – коллектив станции Негорелое.
Столетие назад она вписала свое имя в мировую историю. Став первой пограничной станцией БССР, и в целом Советского Союза, Негорелое появилось на всех картах, часто упоминалось в прессе. Сегодня оно также на слуху и к станции приковано внимание – всем интересно, какими были «парадные ворота» Советского Союза, что здесь происходило с 1921-го и до 1939 года, а также после объединения Западной и Восточной Беларуси? Ответы на эти и многие другие вопросы отлично знает Марина Воронович – начальник станции Негорелое, увлеченный собиратель и хранитель ее истории.
– После заключения Рижского мирного договора Польша получила почти половину территории Беларуси. Граница, разделившая страну, а также многочисленные семьи на части, прошла недалеко от Негорелого. Это был 1921 год, – рассказывает Марина Петровна.
Через час у нее встреча с новыми гостями – журналистами популярного интернет-издания. А пока мы беседуем в рабочем кабинете, где бережно хранятся фотографии, старые издания, документы и вырезки из газет о станции. Все это – материалы для будущей книги, которую Марина Воронович пишет вместе с коллегами.
– Негорелое, как пограничная станция Советского Союза, стала железнодорожными воротами в страны Западной Европы,– продолжает собеседница. – Конечно, новому статусу надлежало соответствовать, поэтому здесь появились пограничные посты и таможня, построили новый вокзал. Старый – небольшой, деревянный – был сожжен в ходе советско-польской войны. На его месте некоторое время находился старенький вагончик, в котором располагался буфет. Красивое двухэтажное здание, напоминавшее больше дворец, чем вокзал, возвели в 1922 – 1923 годах (точная дата неизвестна). Высокие потолки, огромные окна, просторный зал ожидания и не уступающий ему в размерах ревизионный, где проходили различные таможенные формальности, двухэтажный ресторан европейского уровня, гостиница, агентство «Интурист» и даже парикмахерская, где дамы прихорашивались перед путешествием в Европу. Времени у них для этого было достаточно – поезд стоял на станции 70 минут.
В этот интервал закладывалось не только прохождение пассажирами таможенного и пограничного контроля, но
и перестановка вагонов с широкой советской колеи на узкую европейскую – и наоборот. Из Негорелого отправлялись трансконтинентальный курьерский поезд на Владивосток, западноевропейский экспресс Париж – Негорелое, а также международный Маньчжурия – Столбцы. Все международное сообщение было пересадочным. До первой польской станции (Столбцы) на Запад пассажиры и грузы следовали по колее 1524 мм в советских вагонах, а там они пересаживались и перегружались в европейские на колею 1435 мм. Составы, идущие на Восток, делали соответствующую остановку в Негорелом.
– Двухпутный пограничный перегон на две колеи – советскую и европейскую – был особенностью станции в те годы. Именно там производилась перестановка вагонов. До границы пассажиров сопровождали служащие 16-го Койдановского пограничного отряда, а оттуда и до Столбцов – их польские коллеги, – продолжает Марина Воронович. – Многие ошибочно полагают, что граница находилась вблизи станции Негорелое. Но на самом деле – в 4-5 км от нее, недалеко от Колосово (тогда польского погранпункта). Путаница связана с тем, что арка, установленная на границе, известна во всем мире как «Негорельская». Гостей, въезжающих в СССР, она встречала словами «Привет трудящимся Запада», а тех, кто пересекал территорию Польши, – «Коммунизм сметет все границы».
В годы раздела Беларуси через Негорелое проезжали многие зарубежные и советские художники, музыканты, артисты, государственные и общественные деятели, ученые, писатели. В числе последних – Бертольд Брехт, Стефан Цвейг, Михаил Шолохов, Агния Барто, Алексей Толстой, Александр Куприн, Янка Брыль, Пимен Панченко, Максим Танк, Иван Шамякин и не только. Именно в Негорелом в мае 1929-го состоялась встреча Янки Купалы и Максима Горького. Работники станции часто шутили, что здесь они видят всю Европу. К слову, чтобы увидеть вживую знаменитых личностей, к вокзалу приходили практически все жители поселка. И не напрасно: некоторые музыканты, бывало, устраивали концерты прямо на перроне (он, как и вокзал, был сделан по высшему классу, полностью заасфальтирован), а писатели читали свои произведения. Среди них был и Владимир Маяковский. Исследователи его творчества считают, что случай, который произошел с поэтом на советско-польской границе во время путешествия в международном экспрессе Маньчжурия – Столбцы, стал поводом для написания «Стихов о советском паспорте». А в стихотворении «Они и мы» можно прочесть следующее: «На горизонте – белое. Снега и Негорелое». Помимо лирических рифмованных строк сохранились и прозаические зарисовки знаменитых путешественников о белорусской станции.
Несмотря на то, что ежедневно курсировали всего две пары поездов, Негорелое принимало наибольшее количество иностранных пассажиров в СССР. Например, только за 7 месяцев 1937-го их было 1,4 тыс., в то же время за границу выехали 3 тыс. советских граждан. Всего же в год через пограничный населенный пункт проезжало порядка 10 тыс. человек (в период с 1921-го по 1939-й). Сегодня станция принимает ежесуточно до 50 пар поездов (Негорелое расположено на участке Москва – Брест). За день в среднем местные кассы продают 450 билетов (большинство местных жителей добираются на работу в близлежащие города – Дзержинск, Фаниполь, Минск – железнодорожным транспортом).
В период раздела Беларуси станция Негорелое демонстрировала высокие показатели и в грузовой работе. Отсюда отправляли зерно, лес, сельскохозяйственную и молочную продукцию на Запад, предварительно перегрузив из вагонов широкой колеи на узкую. Для этого здесь функционировало небольшое оборотное депо на два паровоза (серии ОВ и СУ), которые обеспечивали выполнение маневровых операций, в том числе перекатку колесных пар. Объемы грузов у станции, учитывая ее техническую оснащенность, были довольно большие. Известно, что в начале прошлого века на Негорелом перерабатывали более 200 тыс. пудов (или 3,2 тыс. тонн) зерна, дров и лесоматериалов. Для сравнения: за 8 месяцев нынешнего года погрузка составила свыше 65 тыс. тонн.
Работа с грузами и обслуживание пассажиров были главными задачами коллектива станции. В 1920 – 1930-е годы он составлял 44 человека (сейчас вдвое меньше): начальник и его заместитель, дежурные, кондукторы, сцепщики, составители поездов, технические конторщики и пломбировщики (ныне их функции выполняют коммерческие агенты), а еще сторожа и кубогреи, которые грели огромные кубы с водой. Ее, как техническую (для паровозов), так и чистую (для пассажиров и сотрудников станции), брали из водонапорной башни, куда та поступала из местной реки Перетуть. Данное сооружение было построено в начале ХХ века и сохранилось до наших дней. Трудился коллектив в три смены (в настоящее время в основном четыре). Штат составлял практически половину жителей Негорелого – всего в те годы в населенном пункте проживало около 90 человек.
1939 год стал переломным как для станции, так и для всей страны. 17 сентября Красная армия пересекла советско-польскую границу. 14 ноября на сессии Верховного Совета был принят закон о присоединении Западной Беларуси к БССР.
После объединения в Негорелом сняли все ограничения: специальные разрешения на въезд, пограничные заставы, таможню. Путь с узкой колеи «перешили» на широкую, отпала необходимость в перекатке колесных пар и перегрузке вагонов. Из-за уменьшения маневровой работы оборотное депо было преобразовано в базу запаса локомотивов. Неизменными остались пассажиропоток и объемы грузов. Сохранилась и знаменитая «Негорельская арка», которая простояла до 1941-го, а затем была разрушена. Сегодня о ее существовании напоминают остатки железобетонного фундамента. Не пережил Великую Отечественную и красивый двухэтажный вокзал. Современное пассажирское здание построили лишь в 1956-м, немного сместив.
– Период с 1921-го по 1939-й считается «золотым веком» станции, – рассказывает Марина Воронович. – Так условно назывался даже один из разделов нашего музея истории и трудовой славы, где можно было узнать и о других этапах становления и развития Негорелого. В 2012-м часть экспонатов была передана в музей Детской железной дороги, другая – в Дзержинский районный историко-краеведческий.
Время за беседой о прошлом пролетает незаметно. Однако подытожить разговор, не узнав подробнее о книге и тех, кто ее создает, было бы неправильно.
– Второй «период расцвета» станции пришелся на 1970 – 1980-е годы, – продолжает собеседница. – Негорелое стало превращаться из небольшого поселка в агрогородок с численностью 850 человек. Здесь начали функционировать новые предприятия – объемы грузов выросли в разы. Последние несколько лет у станции «период стабильности»: мы стараемся удержать поднятую высокую планку, обеспечивая выполнение доведенных производственных показателей. Например, с начала года погрузка по сравнению с 2020-м выросла на 73%, выгрузка – на 30%. Кроме того, созданы комфортные условия для работы: два года назад были капитально отремонтированы пост ЭЦ, станционное здание, обновлены помещения внутри, обустроена комната приема пищи. С такими неплохими результатами коллектив проводит юбилейный год.
История станции пишется с 1871-го, когда через населенный пункт пролегла Московско-Брестская железная дорога. В Негорелом прошло детство железнодорожницы. Воспитанница малой Белорусской и выпускница оршанского отраслевого техникума, она работала дежурным на разных станциях, около 15 лет была маневровым диспетчером на станции Шабаны.
– Каждый раз, когда ехала на поезде в Негорелое, мое сердце билось чаще и громче, казалось, это слышит весь вагон. Поэтому, когда вернулась сюда, ощутила, что сбылась моя мечта, – признается Марина Петровна. – Я возвратилась домой, где меня все знают и помнят, на родную станцию, где в детстве проводила много времени, где работали дедушка (он был приемосдатчиком груза и багажа) и бабушка (дежурный по переезду). Поскольку для меня важно сохранить историю станции, решила написать книгу. Задумка возникла в 2013-м, после возвращения в Негорелое. За прошедшие годы мне с коллегами удалось собрать много интересной информации, памятных фотоснимков. Некоторые материалы сохранились со времен реорганизации музея. Летопись отобразит внутреннюю и внешнюю жизнь станции с 1871-го по настоящее время, расскажет о судьбах ее работников. Отдельная глава будет посвящена руководителям станции. Мне удалось узнать имена практически всех, за исключением периода с 1900-го по 1920 год. Вместе со мной – 19 человек, преданных своей профессии и делу, которые трудились на станции долгие годы, укрепляли ее и развивали. Продолжать их дело – волнительно и ответственно.
Хотелось бы отметить одного из бывших руководителей станции Григория Владимировича Ивашкевича (на фото). Он собрал много редких экспонатов для музея истории станции, но самое важное – сплотил коллектив. Кроме того, при нем были заложены те принципы работы, которых придерживаемся до сих пор, – дисциплина, ответственность, трудолюбие.
И, безусловно, единство. Работники Негорелого поддерживают инициативу Марины Петровны. Практически все они – местные, а также продолжатели «железнодорожного дела» своих родителей, бабушек или дедушек. Поэтому активно принимают участие в создании книги: приносят фото, ищут информацию о станции в старых газетах и журналах, ездят в библиотеку за нужной литературой, набирают тексты, вносят в них правки. В общем, работают дружно, как, впрочем, и всегда. Благодаря совместным усилиям с каждым годом станция «расцветает»: здесь появляются красивые композиции из многолетних цветов и вечнозеленых растений.
– Коллектив у нас действительно дружный и крепкий. Вместе отмечаем праздники, путешествуем, участвуем в конкурсах, – подытоживает Марина Воронович. – Еще мы очень творческие. Например, в 2019-м наш коммерческий агент по транспортному обслуживанию Надежда Караневич стала победителем дорожного фотоконкурса «Мой родны кут, як ты мне мілы!» в номинации «Сваёй працай мы ўславім цябе, малая радзіма!». Профессионализм практически каждого отмечен высокими отраслевыми наградами. Мне повезло с коллегами. Надеюсь, успеем завершить книгу к юбилею. Есть и еще одна мечта – сделать макет вокзала, который в 1920 – 1930-е годы встречал и провожал в Негорелом путешественников со всего мира.