Любить дело всей душой
Почетный железнодорожник, машинист локомотивного депо Жлобин Валерий Кряжев 35 лет водил тепловозы. А вот в роли пассажира, как признался собеседник, ему за это время и не довелось побывать.
– Путешествовать поездами? Нет, такого не припомню. Я увереннее и комфортнее чувствовал себя во главе состава, – резюмирует Валерий Иванович. – Большую часть своих дней рождения и праздников я встретил за правым крылом. Даже будучи на отдыхе, не раз замечал, что когда мимо проходит поезд или останавливается на станции, я непроизвольно, по привычке, начинаю прислушиваться к работе двигателя локомотива, осматриваю его ходовую часть, вагоны. И если все в порядке, на душе становится спокойно.
Валерий Кряжев родом из Чечерского района. Железная дорога рядом с населенным пунктом не проходит, поэтому о романтике стальной магистрали будущий машинист не грезил. И в гомельское отраслевое училище в 1979 году поступил за компанию с друзьями. Но после производственной практики, когда отправился в первый рейс в качестве помощника машиниста паровоза, понял, что нашел свое призвание. Распределился в локомотивное депо Жлобин. С тех пор его трудовая книжка хранится в отделе кадров этого предприятия.
– Когда находишься в кабине локомотива, чувствуешь всю мощь многотонной машины. Это завораживает, окрыляет, придает сил и уверенности, но вместе с тем осознаешь колоссальную нагрузку и ответственность, возложенную на тебя, – рассуждает собеседник. – Училище я окончил с двумя видами прав – помощника машиниста паровоза и тепловоза. Но в «паровом драконе» мне ездить больше не доводилось. А вот паровоз Су250-43 (на фото), который стоит на первой платформе станции Жлобин, я помню еще на территории депо. Его установили на постамент в ноябре 1993 года к 120-летию открытия железнодорожного движения через Жлобин и в честь работников узла.
Объемы перевозок в конце 1980-х годов были значительные. Машинистов требовалось много. Поэтому помощником Валерий Кряжев пробыл недолго – пять лет, с перерывом на службу на Балтийском флоте. Набравшись опыта и знаний, в 1987-м окончил курсы машинистов в дортехшколе. Начинал в грузовом движении, а через год, получив третий класс, перевелся в пассажирское. Водить такие поезда, по его мнению, почетно и престижно, но при этом – более ответственно: нужно четко соблюдать график, обеспечивать безопасность движения и комфорт пассажиров. Со временем Валерий Иванович повысил свой профессиональный уровень до наивысшего класса – первого.
За 40 с лишним лет трудового стажа он «намотал» не один миллион «железных» километров по родной Беларуси и соседней Украине. Поработал на всех сериях тепловозов, эксплуатировавшихся в депо, – от старого ТЭ3, которого ласково называет «трудягой», до самых современных моделей локомотивов. Сегодня сменил романтику дальних рейсов на маневровую работу в депо. Говорит, что пришла пора уступать дорогу молодым. Многим он помог встать «на крыло», делился профессиональными секретами. И таковых, действительно, немало.
– Это только на первый взгляд кажется, что работа машиниста – дело легкое. Важно чувствовать состав, знать, когда вовремя снизить скорость, когда прибавить, как наиболее грамотно пройти кривую, – отмечает железнодорожник. – Свои особенности есть в управлении тепловозом летом в жару и в морозную зиму. Немаловажное значение имеет экономия топлива и другие факторы.
Машинист Кряжев трудился добросовестно: обеспечивал хорошие производственные показатели, не допускал нарушений, был осторожным и бережливым. Много времени уделял самообразованию: постоянно изучал техническую литературу, теорию знал на отлично. За мастерство, дисциплинированность, исполнительность и усердие отмечен отраслевыми наградами. Среди них – знаки «Ганаровы транспартнік», «Почетный железнодорожник», «Выдатнік Беларускай чыгункі». Валерию Ивановичу доверяли представлять коллектив депо на дорожных мероприятиях, был он и участником Первого слета машинистов, где выступал с важными предложениями.
– В нашей семье только один железнодорожник. Сыновья предпочли другие жизненные пути, и я уважаю их выбор, – завершает беседу Валерий Кряжев. – Быть машинистом всегда было почетно. Но при выборе профессии нужно ориентироваться все-таки не на престижность, а на занятие по душе. И я горд, если в кабине тепловоза за правым крылом вижу своих бывших помощников, с которыми когда-то работал в одной бригаде. Сейчас они опытные машинисты, в этом есть и моя заслуга.
Лидия СЕРГЕЕВА,
Людмила ОРЕЛ