Октябрь
Пн
07
2024

«Случайности не случайны…»

Имя Александра Гребенева хорошо известно постоянным читателям газеты «Железнодорожник Белоруссии» – снимки фотографа, руководителя непрофессионального (любительского) коллектива художественного творчества КСЦ Могилевского отделения регулярно появляются на страницах нашего издания. А могилевские ценители фотоискусства могли побывать на его выставке в Музее истории города.

В послужном списке Александра Викторовича – тысячи работ. Он прошел долгий путь от любителя до профессионала, был фотокором в информагентстве, иллюстрировал книгу «Могилевщина Олимпийская», есть его снимки в различных фотоальбомах, демонстрировались и в экспозициях. Но такая масштабная выставка с говорящим названием «Опыты для будущего» была организована впервые. В ней – 100 фото, черно-белых и цветных, сделанных автором в детстве и уже будучи взрослым. Это пейзажи, жанровые и репортажные снимки, в том числе со спортивных соревнований, серия «Двое в городе» и фотографии, посвященные родному Могилеву.
– Многие назвали выставку творческим отчетом за 35 лет, но я изначально такой цели перед собой не ставил, – рассказывает Александр Гребенев. – Предложение показать работы широкой публике поступило от могилевского фотоклуба «Радуга». Куратор выставки и тоже фотограф Ирина Савосина отобрала снимки разных жанров и стилей. Получилось, что они охватили период в три десятка лет – практически столько я не выпускаю из рук фотоаппарат. Так что технически это получился фотоотчет. Название «Опыты для будущего» также неслучайно. Оно отражает мой путь жизненный и творческий, когда до всего доходишь ценой множества попыток и ошибок. И эта выставка – тоже опыт.
Съемкой Александр Гребенев увлекся еще в школе. Сейчас с улыбкой говорит, что если бы его детство пришлось на нынешнее время с доступным Интернетом и обилием различных гаджетов, то может и не стал бы фотографом. Но его первой съемке все же было суждено случиться – в пионерском лагере на торжественной линейке открытия смены. Сделанные кадры оказались настолько удачными, что попали в газету. Тогда же подросток получил свой первый гонорар. Как правильно снимать, ставить выдержку и диафрагму, проявлять пленку и печатать карточки, школьник научился уже вернувшись домой, в студии, которой руководил Василий Титов. Даже сейчас Александр считает, что снимки того, детского периода, отличались особым настроением.
– Они до сих пор для меня актуальны, и я сам себе завидую, что смог такое снять, – признается Александр Викторович. – Свой первый фотоаппарат купил на гонорары и сэкономленные карманные деньги. Это была довольно простая «Вилия». А вот первый серьезный «Зенит» подарил дедушка. Он видел, что мне нравится это дело и решил таким образом поддержать.
Сегодня в распоряжении фотографа не один аппарат. В вопросе цифровой или пленочный – выбор в пользу первого варианта. И лучше, чтобы беззеркальный. По словам Александра, удачные фото можно сделать любой техникой, главное – удобство при работе. «Это как инструмент для музыканта», – сравнивает он.
– Хорошее фото – у каждого оно свое. Кому-то важно, чтобы получился сюжет, для кого-то имеют большее значение локация и свет. Для меня все эти признаки и по отдельности, и вместе – хорошее фото, – говорит Александр Гребенев. – Нравится снимать какое-то действие, что-то должно происходить, тогда я могу раскрыть человека через фотографию. Будь то свадьба или соревнование… Герой выдает эмоции, которые крылись где-то глубоко, это интересно. И еще важно знать цель съемки. Когда делаешь портрет для Доски почета, например, понятно, что в итоге требуется. А когда просят «просто сфотографируй меня», тогда я даже немного теряюсь. Ведь, как правило, импровизация – это хорошо продуманное и подготовленное действо.

Фотографировать Александру приходится много. Признается, что иногда за выходные успевает сделать до 10 тыс.(!) кадров. «В живых» остается в разы меньше. А любимых и вовсе – немного. «Обычно снимки, которые мне нравятся, связаны с какими-то событиями. Когда я смотрю на них, то будто на машине времени возвращаюсь обратно», – рассуждает фотохудожник. Впрочем, таковым он сам себя не считает. Не гонится за общепризнанными «красивостями», не стремится к славе и лишь немногие свои работы выкладывает в Интернете. Не испытывает и зависти к коллегам, а увидев чужие высококлассные снимки, берет на заметку, учится. И, конечно же, особенно приятно, когда уже его удачные фото замечают другие.
– Какой мой зритель? Я всегда боялся, что его у меня нет, привык снимать для себя. Сложнее всего объяснить то, что я хотел сказать этим кадром, дать название. Просто смыслов в одном фото может быть несколько. Или бывает так, что я думал одно, а человек увидел совсем другое. Он мне рассказывает, и я вижу, что да… и такой вариант возможен. Иногда, когда смысл непонятен, это лучше, чем когда его вообще нет, – уверен Александр Гребенев. – Из каждой съемки пытаюсь вынести что-то для следующей. Я не стараюсь быть лучше, чем кто-то, для меня сверхзадача – сделать лучше, чем я сделал до этого. Такой вот постоянный поиск. Случайности – они ведь не случайны.

Елена ВЕТРОВА
Фото из личного архива Александра ГРЕБЕНЕВА

Яндекс.Метрика