В единой команде – на общий результат
Оздоровление маневровых тепловозов, которые используют в работе такие крупные промышленные предприятия, как ОАО «Беларуськалий» и «Кричевцементношифер», а также грузовых локомотивов Белорусской железной дороги, – специфика участка № 25 текущих и капитальных видов ремонта локомотивного депо Волковыск. Высокий знак качества, подтверждающий профессионализм и надежность этого коллектива, – премия имени машиниста В. А. Яцкевича, полученная по итогам минувшего года.
…На участке № 25 кипит работа. На ремонтных позициях проходят обновление тепловозы трех серий – 2ТЭ10УК, ТЭМ и М62. Это основные локомотивы, оздоровлением которых в настоящее время занимается подразделение. Они поступают в депо со всех отделений Белорусской, а именно из Полоцка, Орши, Лунинца, Осиповичей, Молодечно, Минска, Жлобина, Гомеля и Калинковичей. От правильной приемки машин зависит успешное выполнение всего ремонта.
– При «заселении» локомотивов в цех первое, что мы делаем, – без промедления осматриваем их основные узлы и агрегаты. Здесь крайне важно «увидеть» и «услышать» неисправность. После этого, а также разукомплектования тепловозов (слива воды, выгрузки песка, дизельного топлива и других материалов), начинается их разборка. Какой она будет, зависит от вида ремонта и его объема. Затем – оздоровление оборудования работниками не только нашего, но и других участков. Например, вспомогательным (распределительные редукторы, турбокомпрессоры, карданные валы, масляной и водяные насосы и не только) занимаются специалисты заготовительного подразделения, – рассказывает мастер участка Дмитрий Маклак. – Своими силами ремонтируем шатунно-поршневые группы дизелей 14Д40 и 5Д49 (это выполняют слесари Иван Ходак и Андрей Шумейко), а также выхлопные коллекторы, за исправность которых отвечает Олег Маер. Параллельно с ремонтом оборудования проводятся очистка привалочных поверхностей, дефектоскопия коленчатых и распределительных валов, замеры поясов блока цилиндра. Когда все узлы и агрегаты готовы, начинается сборка и экипировка тепловозов.
В этом нам помогают различные крановые и подъемные устройства, а также специнструмент. Так, недавно приобрели новые ключи, пневмогайковерты, угловые шлифовальные машины, которые позволяют снизить трудоемкость технологических операций и повысить производительность труда.
После того, как локомотив собран, проводится его тестовый запуск: обследование всех узлов на наличие течей, посторонних стуков и других дефектов. Если такие выявляются, детали отправляют на доделку, а затем – повторное опробование. Следующий этап – реостатные испытания.
– Они нужны для того, чтобы проверить настройку электрической схемы, работу дизель-генераторной установки, а также силового и вспомогательного оборудования, от бесперебойного функционирования которых зависит успешная эксплуатация тепловоза в целом, – объясняет слесарь по ремонту подвижного состава Валерий Яцкевич.
Именно он с коллегами Александром Гаевым и Андреем Калютой под руководством мастера Александра Иваничко проводит реостатные испытания. Валерий Романович – в числе аксакалов локомотивного депо Волковыск – здесь он трудится 44 года. Эта цифра – красноречивое подтверждение того, что профессию выбрал по душе. Все ее нюансы железнодорожник знает от «а» до «я», делится опытом с младшими коллегами, имеет отраслевые награды (знак «Выдатнік Беларускай чыгункі» в том числе). В общем, достойно продолжает дело отца, который также работал в депо слесарем, гордо несет фамилию Яцкевич, что после получения участком престижной дорожной премии вдвойне ответственно. О подвиге, который совершил машинист локомотивного депо Минск Владимир Яцкевич, на магистрали знают все. То, что тот предотвратил гибель сотен пассажиров ценой собственной жизни, Валерий Романович считает достойным поступком настоящего мужчины. Быть однофамильцем такого человека считает за честь.
Завершающий этап ремонта локомотивов – очистка, восстановление, покраска и другие реставрационные действия с кузовом. За малярные работы отвечают Ирина Макарчук и Юлия Потоцкая. А за внутреннюю чистоту кузова – мойщик-уборщик подвижного состава Елена Шлык.
В среднем капитальное обновление тепловоза занимает месяц, текущее – несколько недель. С начала года на участке № 25 капитально отремонтировано 6 секций тягового подвижного состава, 8 – в объеме ТР-3, 16 – ТР-2. Как отмечает мастер Дмитрий Маклак, коллектив всегда готов к выполнению задач любой сложности. В штате подразделения – 26 человек. Костяк составляют опытные работники: старший мастер Евгений Штоп, бригадир Юрий Черноперов, слесари по ремонту подвижного состава Вячеслав Кудлаш, Владимир Молчун, Иван Ходак, Евгений Пекарский, Виктор Трухан, Виктор Нецветаев, Александр Бочков, Владимир Воронков, Олег Маер, Андрей Шумейко, Андрей Нахайко, Геннадий Гречко, Александр Дубинчук и Петр Калачев, маляры Ирина Макарчук и Юлия Потоцкая.
– Все они – высококвалифицированные специалисты с солидным стажем, на которых равняется молодежь. В этом году у нас пополнение в лице выпускников гомельского отраслевого колледжа и ребят, отслуживших в армии. Они закреплены за старшими коллегами, набираются у них опыта и знаний, – отмечает Дмитрий Маклак. Мастером он трудится пятый год, в 2019-м отмечен Почетной грамотой руководства Барановичского отделения. – Многие наши работники являются «первооткрывателями» новых видов ремонта и модернизации обслуживаемых в депо тепловозов.
Андрей Нахайко «стоял у руля» освоения текущего ремонта второго и третьего объемов локомотивов 2ТЭ10УК. Старший мастер Евгений Штоп, а также слесари Виктор Трухан и Евгений Пекарский внесли большой вклад в переоснащение двухсекционного тепловоза серии 2М62 в односекционный двухкабинный. Реализация данного проекта позволила значительно уменьшить расход дизельного топлива – до 50 тонн в год на один тепловоз.
Первый экспериментальный локомотив, входивший в состав дизель-поезда ДДБ1, поступил в депо Волковыск в третьем квартале 2016 года. Всего с тех пор модернизировано более 10 секций тепловоза серии 2М62К (УК). В их переоборудовании были задействованы специалисты всех подразделений предприятия, в том числе и Дмитрий Маклак – тогда бригадир. Первая же ступенька карьерной лестницы молодого человека – слесарь по ремонту подвижного состава на заготовительном участке.
БелГУТ он выбрал по примеру старшей сестры Светланы, которая сейчас работает коммерческим агентом по транспортному обслуживанию на станции Мосты. В городе над Сожем уроженец Слонима не только получил профильное образование, но и нашел свою любовь. Супруга Елена после распределения также устроилась в локомотивное депо Волковыск, сейчас в декретном отпуске. В семье железнодорожников подрастают двое детей: сын Ярослав и дочь Ксения.
– Если они пойдут по нашим стопам, буду рад, но, конечно, поддержу любое решение, – говорит Дмитрий. – Мне нравится моя работа, во многом – из-за коллектива. Он у нас хоть и разнохарактерный, но дружный и сплоченный. Все очень отзывчивые, всегда можно обратиться за помощью. Отдельные слова благодарности моему наставнику – старшему мастеру Евгению Штопу – за приобретенный колоссальный опыт. Он и сейчас меня поддерживает, подсказывает.
Грамотное и слаженное взаимодействие между старшим и младшим поколением, трудолюбие и ответственность каждого, высокое качество выполняемых работ на каждом этапе, поддержка руководства предприятия – это те слагаемые, которые позволили участку стать лауреатом премии имени машиниста В. А. Яцкевича. В течение нынешнего года его специалисты должны отремонтировать 13 секций тягового подвижного состава в объеме капитального ремонта, 15 – в объеме ТР-3, 28 – ТР-2. Трудиться в единой команде на общий результат – это и есть их главная задача.
Анастасия
МЕЛЕХОВА