Сентябрь
Пн
09
2024

Звенья одной магистрали

Четыре отделения Белорусской железной дороги – Брестское, Барановичское, Минское и Витебское – в сентябре отмечают 75-летие со дня образования.

В их истории было много ярких событий и преобразований. Структурные изменения способствовали совершенствованию системы управления Белорусской железной дороги, повышению эффективности использования инфраструктуры и подвижного состава, улучшению качества услуг для пассажиров и грузовладельцев.
Отправной точкой в истории отделений считается 23 сентября 1946 года. Именно тогда министр путей сообщения СССР подписал приказ № 652/Ц «Об организации отделений железных дорог и укрупнении отделений движения, отделений паровозного хозяйства и вагонных участков железных дорог». В соответствии с документом предписывалось в двухмесячный срок организовать на сети дорог 274 отделения. Они должны были обеспечить эффективное руководство низовыми линейными хозяйственными единицами, которые им передавались.
Именно тогда, в частности, упразднили Белостокскую железную дорогу (с 15 октября 1946 года), а Молодечненское отделение движения перешло в подчинение Западной дороги, Лидинское – Брест-Литовской.
Решение о масштабной реорганизации приняли в комплексе с другими документами. На сессии Верховного Совета БССР, прошедшей в сентябре 1946 года, был принят Закон «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства», в котором возрождение железных дорог считалось одной из кардинальных экономических и социальных задач того времени. В частности, предусматривалось до конца 1950-го завершить капитальное восстановление мощных двухколейных магистралей Москва – Минск – Брест, Москва – Минск – Калининград и ряда других основных линий со всеми искусственными сооружениями и хозяйственными объектами. В целом по республике за пятилетку предстояло уложить новые рельсы более чем на 3 тыс. километрах пути с частичным или полным восстановлением всего верхнего строения. С заменой шпал и постановкой их на щебеночный балласт привести в порядок 300 больших и средних мостов, 200 вокзалов, десятки павильонов и посадочных платформ, 5 сортировочных горок-фабрик по формированию составов, почти на 1100 км пути оборудовать автоблокировку, перевести на централизованное управление более 1600 стрелок. А еще предстояло восстановить более 170 паровозных стойл, 16 вагонных депо и вагоноремонтных пунктов, складских помещений объемом более 250 тыс. кубометров.
Из союзного бюджета выделялось 190 млн. рублей для восстановления и капитального строительства на железных дорогах Беларуси, что составляло более четверти всех капиталовложений республики. Грузооборот Западной, Белорусской и Брест-Литовской магистралей, в состав которых на тот момент входила железнодорожная инфраструктура Беларуси, должен был увеличиться в завершающем году пятилетки на 23% в сравнении с суммарным показателем 1940-го. Цели были определены, и осенью 1946 года начался отсчет истории Могилевского и Гомельского отделений Белорусской дороги. Первое отметит 75-летие в октябре нынешнего года, а второе – в ноябре.
Сегодня труженики всех шести отделений, опираясь на достижения прошлого, пишут новые страницы истории отечественной стальной магистрали. Обновляются путевая инфраструктура и подвижной состав, расширяется полигон электрификации, внедряется микропроцессорная централизация, реализуются другие важные проекты. Такие комплексные меры направлены на повышение привлекательности и экономической эффективности услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Руслан
АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика