Со всей ответственностью
«Железнодорожник Белоруссии» продолжает цикл публикаций, посвященных 100-летию Военизированной охраны. За почти вековой период своей деятельности эта структура внесла значительный вклад в обеспечение сохранности грузов и объектов. С поставленными задачами ее сотрудники достойно справляются и сейчас, о чем свидетельствует в том числе работа Осиповичской стрелковой команды.
В послевоенный период первые упоминания о подразделениях ВОХР на станции Осиповичи датируются 1945 годом. Изначально это были пожарная команда и стрелковое отделение – 29 и 17 человек соответственно. Они входили в состав Жлобинского отряда. На протяжении всей истории и проводимой реструктуризации их подчиненность, как и выполняемые задачи, менялись. Так, в 1972-м были созданы совместные специализированные группы работников транспортной милиции и Военизированной охраны. Тогда же в некоторых стрелковых командах появились служебные собаки.
После ряда реорганизаций стрелковая команда на станции Осиповичи стала структурной единицей Гомельского отряда Военизированной охраны. С января 2013-го из ее состава выведен ПАСП (пожарный аварийно-спасательный поезд). Через пять лет в стрелковую команду были включены две группы по охране мостов на станциях Елизово и Березина. Со временем ее сотрудники приняли под охрану склады топлива локомотивного депо Осиповичи и на станции Бобруйск.
Сегодня штатная численность стрелковой команды – 65 человек, а участок обслуживания – 409 км. Он включает в себя 29 станций и 50 остановочных пунктов. Стрелки охраняют поезда в парках станций и во время следования. Грузооборот в Осиповичском узле растет, а значит, увеличивается и объем работы. В 2020-м под охрану было принято 3236 вагонов, из них сопроводили до сменных пунктов 273.
Совместно с сотрудниками транспортной милиции личный состав ВОХР сопровождает поезда региональных линий экономкласса, благодаря чему поездки для пассажиров стали еще более безопасными. В пути следования снизилось количество правонарушений, за что в адрес сотрудников не раз звучали слова благодарности от граждан.
– Еще одно немаловажное направление нашей деятельности – профилактика травматизма. Пресекаем попытки перехода несознательными гражданами железнодорожных путей в неустановленных местах. Особую угрозу, в первую очередь, для себя, представляют люди в состоянии алкогольного опьянения, – говорит начальник стрелковой команды Александр Губашин. – Железная дорога – зона повышенной опасности. Как вести себя на ее объектах, нужно рассказывать с детства. Поэтому наши сотрудники, помимо предприятий, часто посещают школы, и эта работа приносит положительные результаты.
Гордится Александр Анатольевич фактами предотвращения посягательств на грузы, находящиеся под охраной. Секрет успешной работы он видит в дисциплине и преемственности поколений, передаче накопленного опыта молодым сотрудникам. Сам Александр Губашин на службе уже 35 лет. Еще один старожил – Николай Русакович, имеет 37-летний стаж работы, дважды награждался знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги». Его отец – Михаил Тихонович, в свое время также был сотрудником ВОХР. На «отлично» справляются со своими обязанностями стрелки Петр Сугако, Валентин Хомяк, Иван Клыга. В марте нынешнего года на перегоне Осиповичи – Деревцы злоумышленники похитили кабель связи. Обнаружив факт правонарушения, Иван Клыга сообщил о нем в милицию и до прибытия сотрудников установил, где может находиться похищенное. Преступление было раскрыто по горячим следам и в кратчайшие сроки. За образцовое выполнение обязанностей Ивану Ивановичу была объявлена Благодарность начальника Белорусской железной дороги.
Добросовестно работают начальники караулов Александр Кореньков и Валерий Григорович. С хорошей стороны начальник стрелковой команды отмечает и молодое пополнение: стрелков Евгения Шеремета и Евгения Полонейчика.
Экскурс в историю
С первых дней Великой Отечественной войны были приняты под охрану все водокачки, телеграфные и телефонные станции, производственные и служебные помещения, склады топлива и материально-технического обеспечения. Пожарные подразделения перевели на двухсменное дежурство, введены в боевой расчет резервные пожарные машины, развернута работа по изготовлению и оснащению объектов постоянными средствами пожаротушения. Вся работа железнодорожного транспорта была подчинена одному – бесперебойной доставке грузов для нужд армии. Для укрепления дисциплины и порядка на территории, которая находилась под контролем службы охраны, ввели особый пропускной режим на всех объектах транспорта.
В 1944 году сразу после освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков начались работы по восстановлению столичного железнодорожного узла. Для наведения порядка по охране материальных ценностей на железной дороге, объектов в узле и прилегающих участках (Минск – Орша, Минск – Столбцы, Минск – Молодечно, Минск – Осиповичи) был создан 4-й отряд Военизированной охраны с подчинением отделу Военизированной охраны Западной железной дороги, который находился в Смоленске.
В составе 4-го Минского отряда в столичном узле дислоцировалось три подразделения Военизированной охраны: 1-я, 2-я вооруженные команды и пожарный поезд. Начальниками подразделений были назначены соответственно Каминский С. Т., Кореневский С. П., Климов Ф. Д.
23 сентября 1946 года в связи с передачей Белостокской области в состав Польши Белостокская магистраль прекратила свою деятельность как самостоятельная административно-хозяйственная единица. Молодечненское отделение перешло в состав Западной железной дороги. Вооруженная команда и пожарный поезд на станции Молодечно были переданы в подчинение 4-го Минского отряда Западной железной дороги.
3 августа 1951 года Западная железная дорога была реорганизована и создана Минская, в состав которой вошли участки и станции Брест-Литовской магистрали, а также станции и участки Западной железной дороги, расположенные на территории Беларуси. Был создан Минский отдел Военизированной охраны и Минский 1-й отряд Военизированной охраны, в который вошли команды Молодечненского, Оршанского, Минского железнодорожных узлов и команды по охране особо важных объектов
на этих направлениях.
Георгий АЛЕЙНИКОВ