Эффективный ресурс
Завтра специалисты в области стандартизации всего мира отметят профессиональный праздник. В этом году он пройдет под девизом «Стандарты для достижения Целей устойчивого развития».
Напомним, Цели устойчивого развития (ЦУР) – это 17 взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 году Генеральной Ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех». Эти цели были названы в резолюции Генассамблеи «Повесткой дня на период до 2030 года». Они предполагают ликвидацию голода и нищеты, утверждение гендерного равенства, обеспечение доступа каждого жителя планеты к чистой воде, качественному образованию, недорогой чистой энергии, возможности иметь достойную работу, а также борьбу с изменениями климата, сохранение экосистем морей и суши, развитие индустриализации, внедрение инноваций, создание прочной инфраструктуры и т. д. В целом же можно сказать, что ЦУР направлены на устранение социального неравенства, развитие устойчивой экономики и снижение темпов изменения климата.
Для реализации столь амбициозных задач необходимо тесное международное сотрудничество, достичь которого возможно в том числе за счет использования таких эффективных инструментов, как стандарты. На внутригосударственном уровне каждая страна вправе определить приоритеты и пути следования к ЦУР. У нас они нашли отражение в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года в форме трех основных компонентов (социального, экономического и экологического).
В этом же направлении движется и национальная стандартизация: в марте 2021-го Госстандартом был утвержден Перспективный план на 2021 – 2030 годы по разработке 297 государственных и 68 межгосударственных стандартов для реализации ЦУР. При их создании отечественные специалисты будут опираться на международную нормативную базу.
– Белорусская железная дорога также не остается в стороне, совершенствует технологические процессы, требования и правила по обеспечению безопасного движения поездов, перевозки пассажиров и грузов, технологической и информационной совместимости, в том числе с учетом социального, экономического и экологического компонентов, – рассказал начальник отдела технического нормирования и стандартизации службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Евгений Воробей. – В этом году службой разработаны Правила организации работ по стандартизации на Белорусской железной дороге, введенные в действие с 1 июля текущего года приказом от 21.05.2021 № 175Н. Они направлены на совершенствование системы нормативного обеспечения деятельности по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава, его узлов, средств инфраструктуры. Правила, помимо прочего, предусматривают применение цифровых информационных технологий, электронного фонда документов, что приводит к снижению бумажного документооборота и финансовых затрат, обеспечивая при этом работников отрасли оперативным доступом к необходимой и актуальной информации.
Как пояснил Евгений Владимирович, цифровизация играет важную роль в развитии железнодорожного транспорта. Она нацелена на обеспечение возрастающих потребностей участников перевозочного процесса в получении транспортных услуг посредством информационных систем и платформ на основе цифровых технологий, способствует повышению безопасности движения поездов и конкурентоспособности транспортного комплекса. Для успешного перехода к полной цифровизации потребуется реализовать серию программ, направленных на обеспечение цифровой трансформации всего комплекса, сформировать стандарты и создать центры компетенции по распространению информационно-коммуникационных и облачных технологий. Что касается традиционных видов транспортной деятельности, здесь предусматривается внедрение автоматизированных систем управления процессами по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту технических средств железнодорожного транспорта, систем диспетчерского управления и сбора данных.
В этой связи также следует отметить участие Белорусской железной дороги в работе технического комитета по стандартизации ТК BY 38 «Цифровая трансформация», где была определена терминология в обозначенной области. Итогом стало вступление в силу в 2021 году двух национальных стандартов: СТБ 2583-2020 «Цифровая трансформация. Термины и определения»; СТБ ISO 8000-2-2020 «Качество данных. Словарь», которые являются основополагающими для всех отраслей в развитии этого направления.
Среди перспективных тем, которые предполагается реализовать в 2021 – 2022 годах, – разработка технического кодекса, устанавливающего требования к проектированию новых, реконструкции (модернизации) существующих пассажирских обустройств на станциях, вокзалах, остановочных пунктах и их содержанию, а также пересмотр государственного стандарта СТБ 1493-2004 «Услуги, предоставляемые пассажирам на железнодорожном транспорте. Общие требования» и ТКП 17.08-12-2008 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов предприятий железнодорожного транспорта». Это позволит дороге сделать очередной шаг на пути реализации социального, экономического и экологического компонентов Целей устойчивого развития.
– Интенсивная борьба с непрекращающейся глобальной пандемией показала насущную необходимость в комплексном подходе к достижению ЦУР, в укреплении и объединении общества, преобразовании его в более устойчивое и справедливое. Важную роль в этих процессах играет стандартизация, в том числе и отраслевая, – подчеркнул Евгений Владимирович. – По сути, вся система стандартов построена на сотрудничестве. И это доказывает, что действуя сообща, мы сможем добиться гораздо большего, в том числе – реализовать Цели устойчивого развития.
В преддверии Всемирного дня стандартизации служба стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством желает всем специалистам этой отрасли дальнейшей плодотворной работы и профессионального роста, чтобы труд, направленный на совершенствование системы нормативно-технического обеспечения, способствовал устойчивому развитию мировой экономики и повышению благосостояния населения Земли.
Инга
МИНДАЛЁВА