Дело, которому верны
В планах издательского центра Белорусского государственного университета транспорта на 2021 год в числе готовящихся к выпуску тематических изданий находится и учебно-методическое пособие «Грузовой электровоз БКГ1». Оно предназначено как для работников локомотивных депо, так и для студентов и учащихся профильных учебных заведений.
Над пособием работал большой коллектив во главе с заведующим отделением локомотивного хозяйства Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича Сергеем Ткаченко, который много лет трудился в службе локомотивного хозяйства Управления Белорусской железной дороги. Одним из соавторов книги является Денис Степанов – машинист-инструктор локомотивных бригад с дополнительными обязанностями по автотормозному оборудованию, приборам безопасности, расшифровке скоростемерных лент и модулей памяти локомотивного депо Орша имени К. С. Заслонова. В декабре минувшего года Денис Александрович был удостоен Благодарности начальника Белорусской железной дороги за значительный вклад в развитие учебно-методической деятельности в области железнодорожного транспорта, участие в разработке и подготовке к изданию вышеупомянутого пособия.
В октябре Денис Степанов отметит 40-летие, а весной следующего года будет 20 лет, как он работает в локомотивном депо Орша. Поначалу парень, выросший в деревне Заболотье Оршанского района, не помышлял о железной дороге.
В профессионально-техническом училище № 122 Орши выучился на слесаря по ремонту автомобилей, затем проходил срочную военную службу в одной из частей Военно-воздушных сил и войск ПВО Беларуси. После армии Денис Александрович устроился в локомотивное депо Орша – по примеру старшего брата Сергея, который начинал здесь слесарем, а позже получил квалификацию помощника машиниста тепловоза и электровоза в Гомельской дортехшколе. В настоящее время Сергей Степанов – помощник машиниста тепловоза в грузопассажирской колонне машиниста-инструктора Владимира Борщевского, осуществляет поездки на Минск, Кричев и Новосокольники на тепловозах ТЭП70 и ТЭП70БС.
Следуя по стопам старшего брата, Денис Александрович в 2003-м прошел переподготовку в Гомельской дортехшколе по специальности «помощник машиниста тепловоза и электровоза». Он и поныне поддерживает связь с преподавателями теперь уже Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Белорусской железной дороги Николаем Мигириным (в прошлом – начальник Гомельской дортехшколы), Сергеем Цалко, Олегом Карповым, которые много дали ему в плане профессионального становления. Благодарен он также бывшим машинистам-инструкторам депо Владимиру Раковскому и Виктору Филимонову. В 2004 году Дениса Степанова перевели в колонну пассажирского движения под руководством машиниста-инструктора Владимира Борщевского, где на практике он осваивал тепловозы ТЭП60, ТЭП70, 2ТЭ10м, 2ТЭ10у, М62, 2М62. В паре с опытным машинистом Дмитрием Романовским он водил составы на Гомель, Полоцк и Новосокольники.
В 2007 году желание получить квалификацию машиниста тепловоза и электровоза вновь привело Дениса в Гомельскую дортехшколу, где хорошо знакомые преподаватели обучали его уже по углубленной программе. После чего молодой человек уверенно стал за правое крыло электровоза ВЛ80с, обслуживая маршруты Орша – Минск и Орша – Смоленск в составе грузовой колонны под руководством хорошо знакомого опытного машиниста-инструктора Владимира Раковского. Далее была заочная учеба на механическом факультете БелГУТа, где Денис Степанов получал специальность инженера-электромеханика. Руководителем дипломного проекта на кафедре «Тепловозы» у него был опытнейший преподаватель Семен Френкель. Одновременно железнодорожник повышал квалификацию и как машинист.
– В 2012-м я сдавал экзамен на 2-й класс машиниста тепловоза в то время заместителю начальника службы локомотивного хозяйства Управления Белорусской Сергею Ткаченко, – рассказывает собеседник. – Сергей Евгеньевич тогда заметил меня и предложил поскорее сдать на 2-й класс машиниста электровоза. Через год я преодолел и этот рубеж. К слову, в то время мне пришлось самому стать немного педагогом. Тогда проходила электрификация участка Жлобин – Гомель, и я на 6 месяцев был откомандирован в локомотивное депо Гомель, где на технических занятиях с локомотивными бригадами преподавал дисциплину «Устройство и эксплуатация электровоза ВЛ80с». Экзамены у гомельских бригад принимал Сергей Ткаченко, с которым мы до начала полугодовых занятий прорабатывали учебные планы. Я удачно сочетал преподавание в депо с продолжением обучения в БелГУТе, где осваивал предметы «Локомотивное хозяйство», «Теория локомотивной тяги». Также я водил проходивших обучение железнодорожников на учебный полигон БелГУТа, где имеется секция электровоза ВЛ80с.
Поработать на электровозах БКГ1 и БКГ2 приписки локомотивного депо Барановичи машинисту 1-го класса Денису Степанову доведется позднее – в 2015 – 2018 годах. В то время он трудился в грузовой колонне под руководством машиниста-инструктора Владимира Борщевского. После специальных курсов при депо получил свидетельство на право управления принципиально новыми для Белорусской железной дороги локомотивами. Наряду с другими оршанскими коллегами машинист Степанов совершал на них поездки на Минск и Смоленск. Тогда он уже сдал экзамены на 1-й класс машиниста тепловоза и электровоза, имел в своей профессиональной копилке поощрительный приз за участие в проходившем в конце 2014-го в Пензе общероссийском конкурсе «Лучший работник дирекции тяги». Делегация работников локомотивного хозяйства Белорусской во главе с Сергеем Ткаченко была приглашена на этот конкурс в качестве гостей.
С 2018 года Денис Степанов в качестве машиниста-инструктора руководит колонной маневрового и вывозного движения, специализирующейся на эксплуатации тепловозов М62 и 2М62. Среди своих подчиненных он особо выделяет опытных машинистов Алексея Кажеку и Федора Петрикова, обслуживающих маневровое и вывозное движение на станциях Лепель и Новолукомль. Как считает Денис Александрович, ему приходится быть частично ревизором и частично педагогом, осуществляя дополнительные обязанности по контролю за автотормозным оборудованием, приборами безопасности, расшифровкой скоростемерных лент и модулей памяти тепловозов и электровозов.
Но не работой единой жив человек. Со старшим братом Сергеем героя публикации объединяет не только верность выбранному делу, но и увлечение автомобилями и огородничеством. А еще в редкие минуты отдыха Денис Александрович любит играть на гитаре, а также посещать хоккейные матчи. Преданность профессии, семье и малой родине давно стала для братьев Степановых жизненным кредо.
Евгений ВОЛОСТНЫХ