Сентябрь
Вс
08
2024

Жизни неотъемлемая часть

Продолжаем серию публикаций, посвященных 100-летию Военизированной охраны. Знаменательную дату ведомство отметит в декабре текущего года. Сегодня расскажем про охранника стрелковой команды на станции Минск-Пассажирский Леонида Бартоша. Этим летом, в канун профессионального праздника тружеников магистрали, он был удостоен высокой отраслевой награды – нагрудного знака «Выдатнік Беларускай чыгункі».

Леонид Иосифович – из тех замечательных людей, кто к выполнению любой поставленной задачи подходит добросовестно. И не потому, что обязан, а просто по-другому не умеет. Так уж он устроен: за что бы ни взялся – всегда сделает «от» и «до». Никогда не откажет в помощи, подставит плечо, даст мудрый совет. Надежный, как сама железная дорога. За это его очень ценят в коллективе.
Общий трудовой стаж Леонида Бартоша на магистрали превышает 39 лет. Но дорога вошла в его жизнь еще раньше. Точнее, она всегда была неотъемлемой ее частью. Родительский дом, где вырос герой публикации, располагался всего в 300 метрах от железнодорожного полотна. Рядом с его деревней (Заполяки Молодечненского района) – станция Пруды. Еще мальчиком Леонид наблюдал за работой железнодорожников, проникался важностью их труда.
– Бывало, идешь в школу и видишь, как стрелочник готовит маршрут для приема поезда, электрической централизации ведь тогда еще не было, – вспоминает собеседник. – Еще мне очень нравилось смотреть, как дежурный по станции встречает поезда. И как под ритмичный перестук колес они отправляются дальше к месту назначения.
Окончив школу и отслужив в армии (в железнодорожных войсках), он устроился дежурным стрелочного поста на станцию Уша. Это был ноябрь 1979-го, и уже через год молодого человека направили в Барановичскую дортехшколу, где ему была присвоена квалификация дежурного по станции. В этой должности он трудился на станциях Олехновичи, Крыжовка, Уша. Параллельно продолжал совершенствоваться в профессии: заочно учился в оршанском отраслевом техникуме. После получения диплома был назначен начальником станции Олехновичи.
– Когда ты понимаешь, как все устроено, когда ты с этим с детства знаком, сложностей особых не возникает. Работал с удовольствием, – вспоминает о том периоде своей карьеры Леонид Бартош.
В 2011 году его профессиональный путь сделал резкий поворот. В силу обстоятельств герой публикации был вынужден сменить сферу деятельности и выбрал наиболее подходящий вариант – перевелся в Военизированную охрану, стрелком в стрелковую команду на станцию Минск-Сортировочный. Вместе с коллегами обеспечивал порядок и сохранность грузов в четырех ее парках, а также в пути следования (сопровождал составы на Оршу, Барановичи и т. д.).

Долгие годы посвятил стальной магистрали и отец Леонида: освоил несколько железнодорожных профессий (в том числе кочегара паровоза), до выхода на пенсию работал дежурным по переезду. Два брата Иосифа Бартоша тоже выбрали железнодорожную стезю. Поэтому неудивительно, что и Леонид решил последовать примеру старших родственников.

– Минский тракторный завод отправлял тогда большие партии продукции. Из Жодино шли карьерные самосвалы и транспортное оборудование для горнодобывающей и строительной промышленности, из Городеи и Слуцка – сахар. Номенклатура грузов была весьма разнообразной, объемы работы на станции – внушительными, – продолжает Леонид Иосифович. – Все парки занимали вагоны с техникой и товарами народного потребления. Важно было обеспечить их сохранность, а также – имущество железной дороги, своевременно выявлять посторонних на территории. Забот хватало. Помимо хорошей физической подготовки (ведь все время на ногах, в движении), здесь требуются скрупулезность и точность, дисциплина и ответственность. Приходилось иметь дело и с опасными грузами. Например, охранять цистерны с метанолом. Пока эти вагоны на станции, необходимо их проверить: если сверху нет контактного провода – осматриваешь целостность пломб на крышках люков, записываешь номера, чтобы сверить с указанными в накладных. Если доступа наверх нет, то проходим вдоль состава: я – с одной стороны, напарник – с другой, обращаем внимание на целостность котла и другие детали. Переговоры ведем посредством портативных радиостанций.
Леонид Бартош быстро освоил новые обязанности, вписался в коллектив. Добросовестность и трудолюбие здесь ему тоже пригодились. Оценив обширный багаж знаний и производственный опыт железнодорожника, руководство стало закреплять за ним молодое пополнение, чтобы быстрее усваивало принципы работы магистрали. А о ней герой публикации может рассказывать бесконечно. «Дорога – это зона повышенной опасности, поэтому, чтобы избежать травм, нужно строго следовать инструкциям и понимать технологический процесс, например, что означает роспуск состава с горки, какую опасность несет контактный провод и многое другое», – говорит собеседник.
Пока он был стрелком, ему полагалось боевое оружие. К счастью, применять его не пришлось: основной упор работники Военизированной охраны делают на профилактику правонарушений. Последние несколько лет Леонид Бартош трудится охранником стрелковой команды на станции Минск-Пассажирский. В основном занят в парках моторвагонного депо Минск, обеспечивает сохранность подвижного состава.
– Я очень рад, что весь мой трудовой путь (а это почти 40 лет) связан с Белорусской. Она – важная часть моей жизни, – подчеркивает собеседник.
Свободное время герой публикации посвящает родным. Вместе с супругой Риммой Викторовной воспитали двух замечательных дочерей: одна стала учителем, вторая – медицинской сестрой. С особой гордостью Леонид Иосифович сообщает о появлении в семье еще одного железнодорожника: внук Никита учится в отраслевом колледже на помощника машиниста. А значит, трудовая династия продолжится. Внучке Анечке пока рано делать выбор, она только в 5 классе, но, если захочет прийти на магистраль, – дедушка будет рад. Ведь железная дорога наполнила его жизнь смыслом и помогла найти себя.

Инга
МИНДАЛЁВА

Экскурс в историю

После объединения в 1953 году двух железных дорог – Минской и Белорусской – в Белорусскую в каждом отделении были созданы отряды Военизированной охраны, а в Управлении дороги в Минске – отдел Военизированной охраны.

В 1957 году в состав Белорусской железной дороги вошли участки магистрали Даугавпилс – Полоцк – Витебск, расположенные на территории Беларуси, которые до этого входили в состав Калининской. Витебский отряд был подчинен Белорусскому отделу Военизированной охраны.
В целях улучшения качества организационно-технического руководства Военизированной охраной с согласия МПС в 1960 году Витебский и Минский отряды были объединены в один, Оршанский, с дислокацией на станции Орша, который просуществовал до 1979-го. Начальником отряда был назначен Федор Ефимович Анисимов.
С переходом Военизированной охраны Белорусской магистрали на пикетную форму охраны грузов в парках станций и пути следования вновь произошла реорганизация в структуре: согласно приказу начальника Белорусской железной дороги от 14.05.1979 № 17Н, из Оршанского отряда были сформированы Минский и Витебский. Первому передали часть здания Степянковской стрелковой команды, где в короткий период провели реконструкцию, расширили площадь.
Учитывая постоянно возрастающую интенсивность грузовых перевозок, особенно на участках Смоленск – Брест, Смоленск – Вильнюс, Гомель – Даугавпилс, с целью оптимизации охраны грузов и объектов, упрощения взаимодействия между подразделениями охраны, сокращения руководящего и управленческого аппарата было принято решение об объединении отрядов. Приказом начальника Белорусской железной дороги от 15.08.1985 № 78Н Витебский отряд Военизированной охраны был упразднен, а участки обслуживания передали Минскому, которым с 1981-го по 2001 год руководил Александр Иванович Варкалов. В состав вновь образованного отряда вошли 6 стрелково-пожарных команд на станциях Минск, Молодечно, Борисов, Орша, Витебск, Полоцк, стрелковая команда на станции Степянка, команды по охране особо важных объектов на станциях Полоцк, Витебск, Орша, отдельные пожарные поезда на станциях Новополоцк и Крулевщизна. Стрелково-пожарная команда на станции Борисов также осуществляла охрану особо важного объекта.
Основной задачей подразделений отряда было обеспечение сохранности перевозимых грузов как на станциях Минского и Витебского отделений, так и в пути следования – на участке обслуживания до сменных пунктов других отделений (Могилевского, Брестского), а также составов, направляющихся на Прибалтийскую, Московскую, Октябрьскую магистрали. Кроме того, подразделения отряда вместе с инструкторским составом активно занимались профилактической деятельностью, разрабатывали мероприятия по предупреждению и тушению пожаров на объектах железной дороги и на предприятиях, имеющих подъездные пути.
Личный состав подразделений отряда был нацелен на недопущение преступных посягательств на грузы. Для выполнения этих и других задач были созданы специализированные оперативные группы из числа наиболее подготовленных и инициативных работников охраны, в которые также входили сотрудники ОВДТ. Эти группы предотвратили и раскрыли большое количество хищений грузов из подвижного состава и с предприятий железнодорожного транспорта, задержали много расхитителей и других правонарушителей.
В 1998 году руководством Белорусской железной дороги был издан приказ от 04.05 № 43Н о возложении на Военизированную охрану сбора и охраны денежной выручки с линейных станций и остановочных пунктов. В соответствии с приказом Минский отряд заключил договоры с Минским и Витебским отделениями. Охрану и перевозку денежной выручки доверяли наиболее подготовленным стрелкам первого класса, имеющим навыки и опыт работы в Военизированной охране.

Яндекс.Метрика