На первом месте – качество
Средний ремонт (СР-2) электропоездов серии ЭПР швейцарского производства осваивают специалисты Минского вагоноремонтного завода. Для них это новое направление работы, но стремятся выполнить ее качественно и в срок с соблюдением всех технических стандартов.
Применение современного оборудования, а также высокая квалификация персонала – важнейшие составляющие этого процесса. В течение 2021 – 2022 годов здесь планируют отремонтировать четыре четырехвагонных состава серии ЭПР. Они приобретены восемь лет назад, и сейчас в соответствии с действующей на Белорусской магистрали системой технического обслуживания и ремонта подвижного состава должны пройти СР-2.
– ЗАО «Штадлер Минск» заключило договорное соглашение с нашим предприя-тием по совместному ремонту этого подвижного состава на 5 лет, – рассказывает начальник конструкторского отдела Минского вагоноремонтного завода Дмитрий Тумащик. – Сейчас выполняем ремонт первого электропоезда, который планируем завершить к концу 2021 года. Активно взаимодействуем с компанией «Штадлер Минск»: на заводе постоянно находятся ее представители, с ними оперативно решаем все возникающие вопросы. Специалисты этого предприятия предоставили необходимую ремонтную документацию. Также они контролируют порядок и качество выполняемых работ, делятся с нами технологиями. Все это облегчает поставленную задачу.
Как отмечает Дмитрий Святославович, под новый вид ремонта СР-2 электропоездов потребовалась серьезная подготовка производственных мощностей. ЗАО «Штадлер Минск» предъявило определенные технические требования к помещению, его оснащению оборудованием, подготовке специалистов. Все они были своевременно выполнены. В частности, обучен персонал, проведена модернизация вагоносборочного цеха с организацией смотровой ямы для проведения расцепки электропоезда. Также были закуплены 16 электродомкратов, позволяющих поднимать состав на необходимую высоту и менять ее в зависимости от операции.
Несмотря на то, что часть работ по выполнению среднего ремонта швейцарских электропоездов – новая специализация для коллектива Минского ВРЗ, опыт совместного сотрудничества при проведении ремонта уже есть. Ранее здесь производили замену цельнокатанных колес тележек подвижного состава компании «Штадлер». Тогда же специалисты ознакомились с их технической «начинкой». Сейчас при освоении СР-2 им уже известны особенности конструкции электропоездов серии ЭПР.
– Во многом помогают наши партнеры из Фаниполя, – продолжает Дмитрий Святославович. – По их техническому заданию своими силами мы изготовили оснастку для ремонта. В частности, установку для выпрессовки подшипника шарнирного сочленения, траверсу для демонтажа и монтажа дверей электропоезда, подставки, тару для хранения и перемещения деталей и узлов. Такое оборудование позволяет оперативно выполнять поставленные задачи. СР-2 является крупным видом ремонта, в ходе которого восстанавливается ресурс подвижного состава, производятся ремонт и обслуживание системы кондиционирования воздуха, компрессоров, трансформаторов, тормозного, электронного и пневматического оборудования и других систем и узлов электропоезда.
В этой работе задействованы основные цеха Минского ВРЗ – вагоносборочный, нового подвижного состава, электроремонтный – и вспомогательные подразделения. Специалисты с большим опытом профессионально подходят к делу – все операции выполняют строго в соответствии с технической документацией.
Определенные системы и узлы электропоезда и электронные блоки заводчане могут восстановить самостоятельно, а некоторые устройства отправляют для ремонта на другие специализированные предприятия. В перспективе объем ремонта на собственном производстве планируют увеличить.
Как отметил начальник участка планового ремонта подвижного состава Александр Стригельский, существует перечень работ в рамках среднего ремонта электропоездов, утвержденный Белорусской магистралью.
– На первоначальном этапе обращаем внимание на кузов подвижного состава, – рассказывает представитель «Штадлер Минск». – Производим замену окон и резиновых уплотнителей, наносим новый клей. Внутри вагона обновляем интерьер, комплектующие сидений, напольное покрытие. Много работы предстоит выполнить и по туалетному комплексу – заменить все трубы, фильтрующие элементы, бак чистой воды и насос ее подачи.
Большое внимание специалисты уделяют работам, связанным с пневматической системой (только блоков насчитывается 13 единиц) и тормозным оборудованием. В кабине демонтируются все электронные дисплеи, производится регламентная замена части оборудования. Пристально следят и за колесными парами. Специалисты проверяют плотность посадки колес и ступиц на смещение, контролируют рабочие поверхности колесных пар на наличие повреждений и дефектов. Не менее пристальное внимание уделяется тележкам: производится их очистка, определение технического состояния.
– Средний ремонт предусматривает восстановление исправности и ресурса электропоезда, выполняются работы по замене или ремонту всех узлов и оборудования, – говорит Александр Стригельский. – На конечном этапе электропоезд проходит обкатку и после этого приемку с участием представителей Белорусской магистрали и нашей компании.
В ходе выполнения СР-2 электропоездов коллектив Минского ВРЗ одновременно приобретает опыт и предоставляет новые услуги высокого качества.
– Одна из задач нашего коллектива – ремонт современного подвижного состава с максимальным уровнем локализации узлов и агрегатов на предприятии, – подводит итог начальник конструкторского отдела Дмитрий Тумащик. – На Белорусской магистрали постепенно обновляется парк техники – ставка делается на скоростные электропоезда. Думаю, мы освоим этот вид работ и будем осуществлять их на высоком уровне. В перспективе планируем принимать заказы на другие виды ремонта подвижного состава различных серий, в том числе и стран-нерезидентов.
Юрий ФЕДОРЕНКО