Помнят только старожилы…
Калинковичи по праву называют городом железнодорожников. Благодаря ветви Гомель – Лунинец Полесских железных дорог он получил мощный импульс к развитию. А в 1916 году, когда здесь прошел участок Жлобин – Калинковичи – Словечно – Овруч, стал важным транспортным узлом.
Впервые паровозный гудок прозвучал в сердце белорусского Полесья 15 февраля (по новому стилю – 28-го) 1886 года. Это стало событием! Вместе со станцией появились железнодорожный вокзал и отраслевые предприятия, а также строилось жилье для работников магистрали, образовывая небольшие отдельные поселения. Их названия сейчас помнят лишь местные старожилы, да и то по рассказам родителей: деревня Корчага, хутор Луток и два железнодорожных поселка Труд и Сад.
Сначала это был один маленький поселок, который со временем сильно разросся – в 1915-м, когда шла Первая мировая война, сюда эвакуировали пинских и слуцких железнодорожников с семьями (около 1,2 тыс. человек). Жили они примерно в полукилометре восточнее вокзала в бараках, наскоро сколоченных из досок от списанных вагонов.
После окончания немецкой оккупации и восстановления советской власти Калинковичский железнодорожный ревком в 1919 году дал поселку название Труд (по «классовому» признаку). Он занимал тогда восточную часть современной улицы Октябрьской, улиц Трудовая и Коммунаров, переулков Энгельса и Трудового. Многие семьи беженцев после Первой мировой войны обустроились в северной залинейной части Калинковичей, где образовался земляночный поселок с неофициальным названием Сахалин.
Остро стоял жилищный вопрос. Руководство Речицкого уезда на исходе весны 1919 года разрешило при станции строить дома. Решением общего собрания железнодорожников было учреждено строительное общество, а будущий поселок получил название Сад. В «казенном» лесу южнее станции для населенного пункта отмеряли несколько сотен типовых участков под постройку жилья и обустройство огородов. В Зональном государственном архиве Мозыря сохранились договоры и заявления застройщиков. Правление общества по постройке поселка и Речицкий уездный земельный отдел подписывали с каждым арендатором документ на предоставление ему и семье земельного надела площадью 0,41 десятины в аренду сроком на 99 лет. Условия были следующие: участок нельзя было передавать другому лицу без ведома правления, а также использовать его с целью извлечения дохода. Постройки должны были возводиться по согласованному с правлением плану с соблюдением санитарных и строительных правил. За использованный лес, растущий на участке, вносилась плата, а излишек деревьев, срубленных сверх необходимого, сдавался в лесничество. В качестве залога исполнения арендатором условий договора в кассу строительного общества вносилась сумма в размере 50 рублей.
Договоры составляли в трех экземплярах, один находился у арендатора, второй хранился в лесничестве, третий – в правлении общества поселка Сад. Из многих ходатайств типовым можно считать заявление стрелочника Н. Н. Отчика: «Прошу принять в члены общества и дать мне участок, так как я нигде не имею куска земли и желаю иметь кусочек своей земли, где бы я мог построиться и обрабатывать свой участок. Прошу не отказать в моей просьбе».
Быстрой реализации проекта помешала начавшаяся вскоре польская оккупация, но после подписания мирного Рижского договора стройка возобновилась и велась очень активно. Последние заявления в архивном деле датированы осенью 1921 года. К тому времени о строительстве нового поселка стало известно по всей округе и даже за ее пределами.
В правление общества поступали заявления не только от железнодорожников, но и учителей, телеграфистов, врачей и других специалистов.
В числе других получил земельный участок и полагающуюся денежную ссуду на строительство дома стрелочник Григорий Сергиевич, который с женой и четырьмя детьми ютился в землянке поселка Сахалин. Его сын Дмитрий Сергиевич станет впоследствии фронтовым корреспондентом, известным советским писателем. Он вспоминал, что «…в Саду уже строили свои собственные дома другие рабочие-железнодорожники. Леса (сосны) на площади участка в полгектара было достаточно для строительства. Все лето ушло на повалку и подготовку материала. К началу зимы были положены первые венцы нашего дома на лесной улице, которая, как пунктиром, уже обозначилась четырьмя или пятью строениями и называлась Липневской – в честь изгнания белополяков в июле 1920 года (июль – по-белорусски «ліпень»). Три года понадобилось нашей семье, чтобы построить дом. Поселок Сад постепенно вырастал с южной стороны станции, четко спланированный, с намеченными и поименованными улицами».
Соседями Сергиевичей по улице Липневской были их коллеги-железнодорожники. С левой стороны, до перекрестка с улицей Свердлова, было домовладение Г. Я. Лукьянова, работавшего вместе с Георгием Павловичем. Справа, до перекрестка с улицей Марата, стояли дома работницы паровозного депо М. Ф. Филлипович, путевых рабочих О. О. Тулащика и Н. В. Шведова. На противоположной стороне обустроились семьи железнодорожных служащих М. Г. Процко и М. М. Маслакова, рабочего депо С. А. Климко, паровозного машиниста С. Н. Гуцева.
1 сентября 1923 года поселок Сад с широкими, пересекающимися под прямым углом улицами Бунтарской (ныне Гагарина), Революционной, Парковой (ныне Озерина), Липневской (ныне Сомова), Мархлевского, Свердлова, Марата и Ломоносова вошел в черту тогда еще местечка Калинковичи. Два года спустя оно получило городской статус, а последние обитатели землянок в залинейной части переселились в новые дома. Поселок Сахалин перестал существовать. В 1928-м в городскую черту вошел и поселок Труд.
Владимир ЛЯКИН, краевед