Юбилей с хорошей перспективой
Прошлое и настоящее, этапы становления и перспективы развития были в центре внимания участников пресс-тура, организованного в рамках 150-летия со дня образования крупнейших предприятий Оршанского узла: станции Орша, локомотивного депо имени К. С. Заслонова, дистанции сигнализации и связи.
В месте, откуда начинается путь многих гостей города над Днепром, – на железнодорожном вокзале журналистов встретили его начальник Кирилл Машарский и начальник станции Орша Виктор Автономов.
– Во второй половине XIX века Министерство путей сообщения Российской империи организовало строительство новых железнодорожных линий, связавших центральные районы страны с западными губерниями и портами Балтийского моря, – напомнил Виктор Владимирович, приветствуя гостей. – По своему значению и протяженности выделялся проект Московско-Брестской магистрали, которую изначально должны были построить через Могилев и Минск. Однако чтобы избежать двойного перехода через Днепр, было принято решение проложить дорогу через Оршу и Борисов.
Линия Смоленск – Минск начала действовать 16 ноября (28 ноября по новому стилю) 1871 года. В результате появились станция и соответствующая железнодорожная инфраструктура.
Оршанский узел находится на пересечении двух международных транспортных коридоров и является важнейшим звеном железнодорожной сети Беларуси и стран СНГ, транспортными восточными воротами страны. Здесь эффективно работают высокотехнологичные предприятия, обеспечивающие безопасность движения, а также своевременное и качественное удовлетворение потребностей населения в грузовых и пассажирских перевозках, которые осуществляются по шести направлениям.
В составе узла – четыре станции: Орша-Центральная и Орша-Западная (сортировочные), Орша-Восточная (грузовая) и Орша-Северная (промежуточная). Структурным подразделением станции Орша-Центральная является железнодорожный вокзал 1-го класса – один из самых крупных на Белорусской.
Как рассказал Кирилл Машарский, первоначально это было деревянное здание, которое появилось в Орше одновременно с введением в эксплуатацию Московско-Брестской магистрали в 1871-м. После оно не раз перестраивалось, реконструировалось и изменялось. Сегодня об историческом прошлом старинного массивного строения напоминают арочные проемы с колоннами и декоративной лепниной. С 2007-го оно имеет статус историко-культурной ценности Беларуси.
Общаясь с журналистами, Кирилл Машарский подчеркнул, что его коллектив старается не только сохранить богатые историко-культурные традиции, но и соответствовать современным тенденциям.
– Вокзал станции Орша не единожды становился победителем республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов. Полная модернизация оборудования позволила значительно повысить уровень сервиса для пассажиров. Вместе с этим улучшилось и качество работы железнодорожников, – подчеркнул Кирилл Михайлович. – На вокзале действуют три терминала самообслуживания по реализации проездных документов на поезда с ненумерованными местами. Доля билетов, оформленных через такие аппараты, постоянно растет и за девять месяцев 2021-го составила 20,14%. До конца нынешнего года планируется установить еще один терминал самообслуживания нового поколения.
Два года назад вокзальный комплекс станции Орша был включен в маршрут промышленного туризма Республики Беларусь. И это еще один повод для гордости железнодорожников Оршанского узла.
Есть о чем рассказать и сегодня. Так, за 9 месяцев текущего года со станции Орша отправили 28 537 грузовых и пассажирских поездов. Достичь такой цели удалось в том числе и благодаря реализации проекта «Удлинение приемоотправочных путей парка Е», направленного на увеличение пропускной способности узла.
– В результате появилась возможность использовать пути парка Е станции Орша-Центральная для обработки не только грузовых поездов, следующих на Московскую железную дорогу, но и значительного числа грузовых обратного направления, проходящих через станцию без изменения массы поезда либо длины, – подчеркнул начальник станции Виктор Автономов. – Это позволило расширить ресурсы Белорусской магистрали по перевозке транзитных грузов, увеличило ее пропускную способность, снизило эксплуатационные расходы и задействованный парк локомотивов.
Прием и передачу информации о прибывающих и отправляющихся поездах, вагонах и грузах, а также контроль за своевременным отправлением вагонов со станции осуществляет смена операторов станционно-технологического центра (СТЦ) станции Орша-Центральная во главе с Еленой Орловой. Для автоматизации процесса учета вагонов здесь внедрена автоматизированная система контроля инвентарных номеров вагонов АСКИН, которая не имеет аналогов на Белорусской магистрали.
– Система функционирует с 2015 года. Она позволяет повысить уровень охраны труда и безопасности движения, а также исключить человеческий фактор в идентификации подвижного состава, – рассказала Елена Орлова.
…Слаженно и профессионально трудятся и специалисты пункта передачи вагонов. В начале года их рационализаторское предложение по изменению технологии работы пункта позволило значительно сократить простой контейнерных поездов международного сообщения, принимаемых от Московской железной дороги, на станциях Орша-Восточная и Орша-Западная. В результате экономия эксплуатационных расходов Белорусской железной дороги составила около 700 тыс. рублей в год.
Участникам пресс-тура рассказали и о специфике работы поста ЭЦ. Побывав здесь впервые, нельзя не впечатлиться различным оборудованием. Особое внимание – огромному пульту-табло со множеством лампочек, тумблеров, кнопок, «прочитать» которое по силам только опытным дежурным. Один человек и огромная машина, но вместе они управляют устройствами сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивая безопасность движения поездов.
Юбилейным нынешний год стал и для локомотивного депо Орша имени К. С. Заслонова – следующая точка маршрута участников пресс-тура. Сегодня многочисленный коллектив предприятия, которым руководит Василий Шульга, в авангарде Оршанского железнодорожного узла. За прошлый год локомотивные бригады провели более 43 тыс. поездов.
В постоянную эксплуатацию паровозное депо на станции Орша было сдано в 1871-м. Тогда в небольшом здании веерного типа на 12 стойл размещалось всего два цеха текущего ремонта, а также механический с одним сверлильным и тремя токарными станками, кузница и медницкая. Тогда в оршанское депо прибыли четыре паровоза серии Д типа 0-4-0 и несколько маломощных заграничных паровозов. Сегодня локомотивными бригадами участка эксплуатации предприятия освоена новая техника, обладающая повышенной мощностью с возможностью работать по системе многих единиц и способностью вести грузовые составы весом до 8270 тонн.
Качество оказываемых услуг и планомерное внедрение новых технологий – процесс непрерывный.
– Ремонтные участки капитального и текущего ремонта, а также технического обслуживания тепловозов и дизель-поездов модернизированы и оснащены современным оборудованием, – отметил в разговоре с журналистами заместитель начальника депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Александр Кулик. – Это позволяет коллективу обеспечивать качественное выполнение плановых видов технического обслуживания и ремонта тепловозов.
Кроме того, в депо введено в эксплуатацию отделение по нанесению ВАП-2 в участке КР, ТР-3 тепловозов. Благодаря этому освоена технология нанесения специального антифрикционного покрытия для поршней, ранее осуществлявшаяся только на предприятиях России. Механический участок с гальваническим отделением и участок ТО-3, ТР-1 тепловозов с электромашинным участком дали необходимый импульс к освоению в депо технологий капитального ремонта электрических машин и тяговых двигателей тепловозов, хромированию деталей подвижного состава с целью повышения их износостойкости, увеличению номенклатуры изготовляемых деталей.
Заботятся на предприятии и об окружающей среде. Так, новая котельная работает на природном газе, что не только снижает затраты на отопление, но и не загрязняет экологию.
Об отношении железнодорожников к своему труду можно судить по благоустроенности территории вокруг локомотивного депо, а новые здания цехов смотрятся величественно после серьезной реконструкции. Для создания комфортных условий труда в минувшем году введен в эксплуатацию бытовой корпус предприятия, рассчитанный на 539 работников. В их распоряжении новые гардеробные шкафчики, расширенные душевые помещения, комната приема пищи, учебный класс.
Вся история депо Орша бережно хранится в музее революционной, боевой и трудовой славы. Представленные здесь экспонаты иллюстрируют историю предприятия с 1871-го по настоящее время. Одиннадцать экспозиций включают более трех тысяч предметов: документов, фотографий, макетов железнодорожной техники. Из семейных архивов в музейные фонды перекочевали печатные машинки разных лет, граммофоны, фотоаппараты и не только – всего не перечесть.
«Обеспечение безопасности движения поездов – одна из основных задач эсцебистов и связистов», – подчеркнул начальник Оршанской дистанции сигнализации и связи Михаил Савостенок, встречая участников пресс-тура. Он также отметил, что автоматика, телемеханика и связь имеют колоссальное значение для железной дороги, так как координируют действия различных структурных подразделений и работников стальной магистрали.
– Цель предприятия – обеспечение надежного функционирования устройств автоматики, телемеханики и связи, что является одним из главных факторов в обеспечении безопасности движения поездов, – рассказал Михаил Юрьевич.
Дистанция расположена на пересечении таких важнейших железнодорожных направлений, как Москва – Орша – Брест и Могилев – Орша – Витебск, Орша – Лепель – Новолукомль, и является составляющим звеном железнодорожного узла.
– В 1998-м старая декадно-шаговая автоматическая телефонная станция (АТС) была заменена на современную цифровую АТС, которая отличается высокой надежностью, функциональностью и нагрузочной способностью, – проводит небольшой экскурс в историю Михаил Савостенок.
Следующий этап – повышение качества каналов связи и увеличение скорости передачи информации, достигнутое в 2004-м – за счет укладки волоконнооптической линии связи и монтажа цифрового оборудования. Через пять лет впервые в полном объеме внедрили систему диспетчерской централизации «Неман», а в 2016-м применили систему ее кодового управления по станции Орша-Центральная.
– Все эти мероприятия позволяли выявлять предотказные состояния устройств автоматики и телемеханики за счет постоянного контроля и мониторинга. Благодаря им сократилось количество отказов устройств, – рассказал Михаил Юрьевич.
Общаясь с журналистами, Михаил Савостенок также отметил, что развитие и оснащение дистанции продолжается планомерно:
– В дальнейшем планируем внедрение малообслуживаемых устройств сигнализации, централизации и блокировки, микропроцессорных систем автоматики и телемеханики, светодиодных светооптических систем, систем технического диагностирования и удаленного мониторинга устройств и систем автоматики, телемеханики и связи.
Заключительной точкой пресс-тура стал Линейный центр транспортного обслуживания «Орша». Его открытие состоялось в декабре 2018-го.
– Создание ЛЦТО – значимый вклад не только в экономику региона, но и страны. Он направлен на повышение конкурентоспособности дороги и расширение спектра комплексных услуг по перевозке грузов, – отметил заместитель начальника станции по грузовой работе – начальник ЛЦТО «Орша» Владимир Горбачев. – Благодаря автоматизированной системе «Электронная перевозка» Линейный центр работает по принципу «одного окна».
…На протяжении всей своей истории предприятия Оршанского железнодорожного узла вносили весомый вклад в укрепление социально-экономического развития страны. 150 лет – серьезная дата, которая говорит о многом: большом трудовом пути, преемственности поколений, востребованности на Белорусской магистрали. Сегодня традиции и опыт, умноженные на передовые технологии, позволяют коллективам предприятий уверенно смотреть в будущее и успешно покорять новые вершины.
Юлия СТАРАВОЙТОВА