Цифровой маневр
Автоматизированная система контроля и учета работы маневровых локомотивов будет внедрена на всех крупных станциях Белорусской железной дороги. Пилотный проект уже реализован на станции Степянка Минского отделения.
На разработку, тестирование и внедрение автоматизированного рабочего места маневрового (станционного) диспетчера (АРМ ДСЦ) потребовалось порядка полутора лет. За период опытной эксплуатации специалисты служб перевозок и информационных технологий, Главного расчетного информационного центра, Центра научно-технической информации, Минского отделения и станции Степянка отработали новые для Белорусской железной дороги технические решения в сфере геоинформационных технологий для автоматизации учета эксплуатационной работы локомотивов. Кроме того, был скорректирован один из модулей автоматизированной системы управления станцией (АСУС), что дало возможность отображать на графике исполненного движения перемещение маневровых локомотивов (в том числе порожних рейсов) в автоматическом режиме, а не за счет ручного ввода информации.
Станция Степянка, расположенная в Минском железнодорожном узле, – грузовая, 1-го класса. Здесь выполняют операции по пропуску и переработке вагонопотоков на железнодорожном направлении Минск – Орша, а также коммерческие, технические и грузовые операции с местными вагонами, операции по формированию и расформированию поездов. Работники станции Степянка обслуживают пути общего пользования парка одноименной местной городской станции, производят подачу-уборку вагонов на 23-м пути необщего пользования, ежедневно формируют сборные поезда и отправительские маршруты из порожних вагонов, вывозные поезда на станции Минск-Восточный, Озерище и Колодищи. Для организации маневровой работы преимущественно используются три маневровых локомотива.
Как отмечает исполняющий обязанности начальника станции Александр Попков, четкие и ритмичные действия местных железнодорожников положительно отражаются на функционировании крупнейших предприятий столицы, в частности, Минского тракторного завода, завода шестерен, подшипникового и других.
АРМ ДСЦ было разработано как функциональное развитие действующей автоматизированной системы управления станцией, которое позволяет с помощью универсальных навигационно-коммуникационных блоков (УКНБ), установленных на локомотивах, фиксировать время, фактически затрачиваемое на выполнение маневровых операций, а также пройденное ими расстояние и количество перемещенных вагонов. Определение местоположения локомотивов осуществляется благодаря использованию цифровой модели инфраструктуры станции и спутниковой системы позиционирования.
Новая система включает в себя функционал ввода оператором заданий (перестановка, расформирование и так далее) на маневровую работу для составителя поездов и машиниста. Кроме того, мнемосхему путевого развития станции с отображением дислокации маневровых локомотивов в режиме онлайн, выходную отчетную форму о выполнении показателей их работы за смену (произвольное количество смен), справку о работе маневровых локомотивов.
Станционный диспетчер Сергей Устинович (на фото) – один из первых на Белорусской магистрали, кто освоил эту систему. Он отмечает, что новинка проста в понимании и удобна в использовании, помогает диспетчеру получать информацию о перемещении маневровых локомотивов в режиме реального времени и оперативно принимать правильные решения для выполнения сменно-суточного задания.
– Автоматизированное рабочее место маневрового диспетчера на станции Степянка успешно апробировано и принято в промышленную эксплуатацию, – рассказывает заместитель начальника службы перевозок Управления дороги Алексей Макриденко. – Основная цель данной разработки – оценка качества использования локомотивов, учет и контроль, улучшение системы планирования и анализа станционной работы, что является одной из приоритетных задач, стоящих перед хозяйством перевозок.
Полученная с помощью новой системы информация будет использоваться руководством станции для принятия эффективных решений при организации маневровой работы в ходе выполнения сменно-суточного плана деятельности.
Поэтапное внедрение АРМ ДСЦ предусмотрено на всем полигоне Белорусской магистрали. В приоритете на ближайший период – порядка 80 узловых и других станций, где активно задействованы маневровые локомотивы. В настоящее время разрабатывается соответствующий инвестиционный проект, намечены достаточно короткие сроки для ее внедрения на крупных станциях с маневровой работой.
Реализация данного проекта требует адаптации автоматизированного рабочего места к технологическим особенностям каждой станции, создания цифровой модели инфраструктуры магистрали и оснащения маневровых локомотивов устройствами УКНБ. В то же время широкое внедрение АРМ ДСЦ позволит улучшить организацию работы маневровых локомотивов, повысить оперативность и достоверность анализа их использования, и, как следствие, обеспечить более эффективное нормирование требуемого парка тепловозов и оптимизировать эксплуатационные расходы, связанные с организацией маневровой работы и использованием топливно-энергетических ресурсов.
Внедрение АРМ ДСЦ является первым этапом реализации комплексной задачи по совершенствованию системы планирования и управления маневровой работой на железнодорожной станции, очередным шагом на пути от информационно-справочных к управляющим системам.