Сентябрь
Вт
10
2024

Колесо истории

За 115 лет локомотивное депо Молодечно пережило периоды подъема и тяжелых потрясений, несколько раз его приходилось восстанавливать почти с нуля. Сегодня это предприятие вносит важный вклад в бесперебойное функционирование Белорусской железной дороги, совершенствует эксплуатационную и ремонтную работу.

В пассажирском движении коллектив выполняет тяговое обслуживание поездов международных линий до станции Кена, а также региональных линий экономкласса до станций Гудогай, Глубокое, в грузовом движении – до Осиповичей, Минска, Орши, Кены, Лиды и Жлобина. Кроме того, в депо постоянно обновляют и расширяют ремонтные мощности для своевременного и качественного осуществления перевозок, обслуживания и ремонта подвижного состава в объеме ТО-2, ТО-3 и ТР-1. Локомотивное депо Молодечно является единственным предприятием на Белорусской железной дороге, которое производит заводской ремонт колесных пар тепловозов в объеме полного освидетельствования.
Такая специализация сформировалась не сразу. История депо неразрывно связана с развитием инфраструктуры стальной магистрали. Предвестником создания предприятия стало событие 1873 года: тогда через город пролегла Ландварово-Роменская железная дорога.
Проект о строительстве паровозного депо Молодечно был подписан лишь в 1903 году. Чуть позже состоялась закладка фундамента будущего предприятия, а уже 11 ноября 1906-го новое производство ввели в эксплуатацию.
В 1907-м через Молодечно прошла новая магистраль Бологое – Седлец. Местная станция становится узловой, а депо увеличивает объемы работы, наращивая мощности буквально ежедневно. Так, в 1910-м в депо трудились уже около 100 человек, из которых 40 были машинисты и помощники. Они обслуживали два плеча: Молодечно – Полоцк и Молодечно – Волковыск.

Начальник депо Андрей Наруть

Тяжелым испытанием стала Первая мировая война. Молодечно оказалось в прифронтовой зоне, а железнодорожники перешли на военное положение. Депо почти полностью было разрушено – пришлось начинать фактически с нуля. К 1941 году удалось сделать многое. Однако очередная разрушительная война нанесла еще один тяжелейший урон. Уже 25 июня 1941-го вражеские самолеты бомбили Молодечно и в первую очередь – железнодорожный узел.
Именно сюда после освобождения города от фашистов первыми пришли труженики восстановительных поездов и паровозной колонны, чтобы расчистить территорию и переложить пути.
В послевоенные годы в депо использовали в грузовом движении трофейные паровозы. Локомотивные бригады работали на машинах ТЭ, ТЩ и ТЛ. Кроме них составы водили еще довоенные серии ФД и Эш, построенные в Швеции по заказу Советского Союза, и Эу. Пассажиров перевозили с помощью паровоза серии Су, который был основным на железных дорогах СССР. Его эксплуатировали в молодечненском депо до 70-х годов минувшего столетия.
Постепенный переход на тепловозную тягу, а позже и на электротягу отразился и на эксплуатационной работе депо. Сегодня в ней заняты около 250 работников предприятия. С учетом электрификации участка Молодечно – Гудогай машинисты и их помощники освоили вождение электровозов. Теперь почти все локомотивные бригады имеют права на управление как тепловозами, так и электровозами.
– Многое, конечно, изменилось и в техническом обслуживании, а также ремонте локомотивов, – рассказывает начальник депо Андрей Наруть. – В 2019 году мы завершили капитальный ремонт участка ТО-2 и теперь здесь обслуживаем не только тепловозы, но и электровозы ВЛ80с, для которых оборудовали отдельное стойло.

На участке колесных пар

На предприятии совершенствуют также заводской ремонт колесных пар тепловозов (план на текущий год – почти 1 тыс. пар), внедряют рацпредложения, применяют новые технические решения.
Большое внимание уделяется и конкурентоспособности услуг, поддерживается рационализаторская деятельность, внедряются и совершенствуются системы управления качеством, менеджмента окружающей среды и охраны труда. Среди наиболее значимых достижений – Премия Правительства Беларуси за достижения в области качества.
Коллектив осваивает новые виды деятельности. Например, в сотрудничестве с одним из местных предприятий теперь восстанавливают посадочную поверхность опор полого вала – элемента колесных пар локомотива ТЭП70. С лета нынешнего года первый такой тепловоз приписки локомотивного депо Орша проходит опытную эксплуатацию. В случае успеха будет налажено массовое производство. Предварительное задание на 2022 год – свыше 150 колесных пар. Реализация этого проекта позволит значительно сократить затраты: восстановление обходится в несколько раз дешевле приобретения новых деталей.
– На Белорусской железной дороге продолжается поэтапное обновление подвижного состава. С учетом этого будет корректироваться и расширяться наше поле деятельности, – отмечает Андрей Наруть. – производственные мощности депо могут увеличиваться для обслуживания современного подвижного состава и ремонта колесных пар новых серий. Мы готовы разрабатывать и внедрять наиболее эффективные схемы развития ремонтной базы за счет переоборудования и оптимизации имеющихся производственных участков.

Заместитель начальника локомотивного депо Молодечно Виолетта Продухо рассказывает об истории предприятия

Коллектив, который сегодня объединяет более 500 человек, способен, как свидетельствует многолетняя история предприятия, решать самые сложные задачи. В основе такого потенциала – бережное сохранение традиций и передача опыта молодежи.
– У нас работают люди разных поколений, – рассказывает заместитель начальника депо Виолетта Продухо. – Среди них и представители нескольких трудовых династий: Сидоровых, Шептулевых, Крайневых, Кураш.
Последняя, кстати, самая многочисленная: общий стаж членов этой семьи превышает 200 лет. Сегодня ее представитель Виталий Кураш трудится в депо мастером участка ТО-2. Он не только зарекомендовал себя как настоящий профессионал, но и внес значительный вклад в историю депо, наполняя экспонатами комнату боевой и трудовой славы предприятия. Этот музей со множеством стендов привлекает внимание уникальными архивными фото. К 115-летию депо экспозицию дополнили и отремонтировали помещения.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика