Колесо истории
За 115 лет локомотивное депо Молодечно пережило периоды подъема и тяжелых потрясений, несколько раз его приходилось восстанавливать почти с нуля. Сегодня это предприятие вносит важный вклад в бесперебойное функционирование Белорусской железной дороги, совершенствует эксплуатационную и ремонтную работу.
В пассажирском движении коллектив выполняет тяговое обслуживание поездов международных линий до станции Кена, а также региональных линий экономкласса до станций Гудогай, Глубокое, в грузовом движении – до Осиповичей, Минска, Орши, Кены, Лиды и Жлобина. Кроме того, в депо постоянно обновляют и расширяют ремонтные мощности для своевременного и качественного осуществления перевозок, обслуживания и ремонта подвижного состава в объеме ТО-2, ТО-3 и ТР-1. Локомотивное депо Молодечно является единственным предприятием на Белорусской железной дороге, которое производит заводской ремонт колесных пар тепловозов в объеме полного освидетельствования.
Такая специализация сформировалась не сразу. История депо неразрывно связана с развитием инфраструктуры стальной магистрали. Предвестником создания предприятия стало событие 1873 года: тогда через город пролегла Ландварово-Роменская железная дорога.
Проект о строительстве паровозного депо Молодечно был подписан лишь в 1903 году. Чуть позже состоялась закладка фундамента будущего предприятия, а уже 11 ноября 1906-го новое производство ввели в эксплуатацию.
В 1907-м через Молодечно прошла новая магистраль Бологое – Седлец. Местная станция становится узловой, а депо увеличивает объемы работы, наращивая мощности буквально ежедневно. Так, в 1910-м в депо трудились уже около 100 человек, из которых 40 были машинисты и помощники. Они обслуживали два плеча: Молодечно – Полоцк и Молодечно – Волковыск.
Тяжелым испытанием стала Первая мировая война. Молодечно оказалось в прифронтовой зоне, а железнодорожники перешли на военное положение. Депо почти полностью было разрушено – пришлось начинать фактически с нуля. К 1941 году удалось сделать многое. Однако очередная разрушительная война нанесла еще один тяжелейший урон. Уже 25 июня 1941-го вражеские самолеты бомбили Молодечно и в первую очередь – железнодорожный узел.
Именно сюда после освобождения города от фашистов первыми пришли труженики восстановительных поездов и паровозной колонны, чтобы расчистить территорию и переложить пути.
В послевоенные годы в депо использовали в грузовом движении трофейные паровозы. Локомотивные бригады работали на машинах ТЭ, ТЩ и ТЛ. Кроме них составы водили еще довоенные серии ФД и Эш, построенные в Швеции по заказу Советского Союза, и Эу. Пассажиров перевозили с помощью паровоза серии Су, который был основным на железных дорогах СССР. Его эксплуатировали в молодечненском депо до 70-х годов минувшего столетия.
Постепенный переход на тепловозную тягу, а позже и на электротягу отразился и на эксплуатационной работе депо. Сегодня в ней заняты около 250 работников предприятия. С учетом электрификации участка Молодечно – Гудогай машинисты и их помощники освоили вождение электровозов. Теперь почти все локомотивные бригады имеют права на управление как тепловозами, так и электровозами.
– Многое, конечно, изменилось и в техническом обслуживании, а также ремонте локомотивов, – рассказывает начальник депо Андрей Наруть. – В 2019 году мы завершили капитальный ремонт участка ТО-2 и теперь здесь обслуживаем не только тепловозы, но и электровозы ВЛ80с, для которых оборудовали отдельное стойло.
На предприятии совершенствуют также заводской ремонт колесных пар тепловозов (план на текущий год – почти 1 тыс. пар), внедряют рацпредложения, применяют новые технические решения.
Большое внимание уделяется и конкурентоспособности услуг, поддерживается рационализаторская деятельность, внедряются и совершенствуются системы управления качеством, менеджмента окружающей среды и охраны труда. Среди наиболее значимых достижений – Премия Правительства Беларуси за достижения в области качества.
Коллектив осваивает новые виды деятельности. Например, в сотрудничестве с одним из местных предприятий теперь восстанавливают посадочную поверхность опор полого вала – элемента колесных пар локомотива ТЭП70. С лета нынешнего года первый такой тепловоз приписки локомотивного депо Орша проходит опытную эксплуатацию. В случае успеха будет налажено массовое производство. Предварительное задание на 2022 год – свыше 150 колесных пар. Реализация этого проекта позволит значительно сократить затраты: восстановление обходится в несколько раз дешевле приобретения новых деталей.
– На Белорусской железной дороге продолжается поэтапное обновление подвижного состава. С учетом этого будет корректироваться и расширяться наше поле деятельности, – отмечает Андрей Наруть. – производственные мощности депо могут увеличиваться для обслуживания современного подвижного состава и ремонта колесных пар новых серий. Мы готовы разрабатывать и внедрять наиболее эффективные схемы развития ремонтной базы за счет переоборудования и оптимизации имеющихся производственных участков.
Коллектив, который сегодня объединяет более 500 человек, способен, как свидетельствует многолетняя история предприятия, решать самые сложные задачи. В основе такого потенциала – бережное сохранение традиций и передача опыта молодежи.
– У нас работают люди разных поколений, – рассказывает заместитель начальника депо Виолетта Продухо. – Среди них и представители нескольких трудовых династий: Сидоровых, Шептулевых, Крайневых, Кураш.
Последняя, кстати, самая многочисленная: общий стаж членов этой семьи превышает 200 лет. Сегодня ее представитель Виталий Кураш трудится в депо мастером участка ТО-2. Он не только зарекомендовал себя как настоящий профессионал, но и внес значительный вклад в историю депо, наполняя экспонатами комнату боевой и трудовой славы предприятия. Этот музей со множеством стендов привлекает внимание уникальными архивными фото. К 115-летию депо экспозицию дополнили и отремонтировали помещения.
Руслан АНАНЬЕВ