Январь
Пт
17
2025

Вспоминая легендарную эпоху

Ровно 150 лет назад, на исходе осени 1871 года, паровозные гудки впервые прозвучали в Минске и многих других населенных пунктах, расположенных вдоль линии Смоленск – Брест. В размеренную жизнь патриархального общества стремительно ворвалась железная дорога. И сама жизнь, подобно движению поезда, стала меняться. Сегодня, спустя полтора столетия, мы с благодарностью вспоминаем ту легендарную эпоху – тех, кто принимал решение о строительстве дороги, участвовал в ее возведении и эксплуатации. В год 150-летия железнодорожного сообщения Москва – Брест этому событию на Белорусской магистрали посвящено немало мероприятий. Их кульминация – в следующий вторник, 16 ноября.

В этот день в городе над Бугом планируется организовать торжественный митинг с участием руководства Белорусской железной дороги, ОАО «РЖД» и АО «ОТЛК ЕРА», среди почетных гостей – руководство Брестской области и города над Бугом. Пригласили также и представителей коллективов обособленных структурных подразделений (филиалов) отделений дороги, отмечающих в нынешнем году 150-летний юбилей, а также представителей профсоюзных и ветеранских организаций.
Торжественный митинг будет предварять театрализованная композиция, которая перенесет присутствующих в неповторимую атмосферу XIX века.
Ожидается, что на вокзале станции Брест-Центральный будет открыта экспозиция исторической выставки. Состоится церемония официального гашения почтового проекта «150 лет железнодорожной магистрали Смоленск – Минск – Брест».
В Брестском Доме культуры железнодорожников состоится награждение передовиков производства высшими отраслевыми наградами, для участников торжества организуют праздничный концерт. Зрители совершат увлекательное путешествие в прошлое, во время которого озвучат интересные факты, связанные с развитием Московско-Брестской магистрали. На память об этом знаменательном событии, в дань уважения ко многим поколениям железнодорожников, за добросовестный труд коллективам предприятий-юбиляров и председателям первичных профсоюзных организаций начальник дороги Владимир Морозов вручит памятные адреса и уникальные колокола. Их звучание 150 лет назад символизировало отправление поезда в рейс.
…На Белорусской магистрали с большим уважением относятся к истории отрасли, поэтому подготовку к знаковой дате начали заранее. И постарались сделать все возможное, чтобы об этом событии узнали не только железнодорожники, но и пассажиры, в целом как можно больше жителей и гостей нашей страны. Ведь стальная магистраль объединяет всех. Символично и то, что юбилей совпал с проведением в нашей стране Года народного единства.

На официальном интернет-сайте Белорусской железной дороги создан содержательный тематический раздел, посвященный этой дате. Соответствующая рубрика появилась и в нашей газете.
Исключительно положительные отклики вызвали инсталляции на железнодорожных вокзалах в Орше, Борисове, Минске, Барановичах, Ивацевичах, Жабинке и Бресте. Верстовой столб с колоколом и ретрочемодан с надписью «Москва – Брест. 150 лет». Это одно из имиджевых мероприятий, направленных на сохранение богатой истории нашей дороги и популяризацию железнодорожного транспорта. Фотозоны вызвали неподдельный интерес как у малышей, так и у взрослых. А узнать больше о прошлом дороги можно из расположенных на вокзалах фотовыставок. Все очень доступно, ярко и информативно.
Акцент в насыщенной программе мероприятий сделали на учащуюся молодежь из отраслевых учебных заведений – в частности, оршанского и брестского колледжей. Ребятам предложили поучаствовать в конкурсе «Лучшие творческие и исследовательские работы на тему «Железная дорога через 150 лет» и конкурсе авторских стихов «Славлю тебя, родная магистраль!». Молодежь ответственно отнеслась к заданию и представила свое видение (порой весьма неординарное) будущего нашей магистрали. А в рифмованных строках призналась в любви к железной дороге и осмыслила ее роль в современном обществе. Словом, жюри при определении победителей и призеров пришлось нелегко.

Так же, впрочем, как и в конкурсе (викторине), приуроченном к 150-летию железнодорожного сообщения Москва – Брест. Помимо учащихся названных колледжей, вошедших в две команды, еще столько же составили команды работников из предприятий-юбиляров. На первый план здесь вышли крепкие знания, смекалка а еще интуиция – чтобы прозвучал верный ответ на тот или иной каверзный вопрос. Мероприятие прошло настолько интересно, что его, возможно, сделают традиционным. А число команд-участниц расширят.
Учащиеся колледжей проявили творческий потенциал и в конкурсе фотографий и рисунков на тему «История и современность маршрута Москва – Брест».
С особой гордостью говорят о юбилейной дате и жители Барановичей. И неслучайно: в текущем году город также отмечает 150-летие. К этому событию приурочили немало мероприятий. К примеру, еще весной у вокзала станции Барановичи-Полесские появилась инсталляция с цифрами «1871». Накануне Дня железнодорожника открыли памятный знак к 150-летию локомотивного депо – макет паровоза серии В (когда-то именно такой локомотив провел через город первый товарно-пассажирский поезд).
В сентябре в Барановичах состоялся дорожный конкурс музейных экспозиций «Время. События. Люди», название которого говорит само за себя. В том же месяце заложили сквер железнодорожников.

Победительница викторины – команда Минского отделения

Хорошую традицию поддержали и в других отделениях. В начале ноября у остановочного пункта Хороброво, что недалеко от Орши, работники предприятий узла, ветераны и представители городских властей высадили аллею из 150 деревьев. К слову, именно в Орше прошел первый пресс-тур по предприятиям-юбилярам. Представители СМИ узнали об их истории, производственных достижениях и перспективах развития. Формат был выбран удачный: благодаря ярким репортажам читатели и зрители узнали о трудовых буднях железнодорожников, об их непростой, но очень ответственной работе. Аналогичные мероприятия состоялись и в других узлах.
Кроме того, прошли чествования лучших работников отрасли, представителей предприятий, которые отмечают 150-летие. Отраслевые награды, цветы, улыбки, концертные программы… В эти дни железнодорожникам – особое внимание. За нелегкий труд, самоотдачу и верность традициям, которые передаются из поколения в поколение. Так было у самых истоков дороги, в XIX веке, так обязательно будет и в дальнейшем.
К 150-летию открытия железнодорожного движения между Москвой и Брестом приурочили ряд мероприятий и на Детской железной дороге имени К. С. Заслонова.

В частности, воспитанники малой Белорусской побывали с экскурсией на станции Минск-Сортировочный, ознакомились с ее историей и современными возможностями. Весьма полезным получился и визит в локомотивное депо Минск. На территории предприятия сохранились элементы застройки XIX века, тесно связанные с историей создания инфраструктуры для организации движения между Москвой и Брестом. Специалисты рассказали юным железнодорожникам о приоритетах развития депо, особенностях эксплуатационной и ремонтной работы. Руководитель организации ветеранов предприятия и хранитель музея депо Евгения Лапицкая провела интерактивную экскурсию, во время которой воспитанники малой Белорусской стали участниками увлекательного квеста.
К празднованию 150-летия юные железнодорожники подготовили рисунки, посвященные знаменательной дате. Лучшие из работ были представлены на специальной выставке, организованной в Учебном центре ДЖД.
В программе мероприятий к юбилею – и викторина-конкурс. Главная цель – определить среди воспитанников наиболее эрудированных ребят, повысить интерес юных железнодорожников к изучению истории и традиций Белорусской железной дороги, особенностям массовых профессий стальной магистрали.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ,
Руслан АНАНЬЕВ


  • Акценты

Экскурс в историю

Московско-Брестская железная дорога, соединив восточные и западные белорусские земли, оказала значительное влияние на развитие многих крупных городов и населенных пунктов поменьше. Учитывая это, долгие годы ее запуск в эксплуатацию принимали за точку отсчета истории железнодорожного транспорта в нашей стране.

В 1971 году Белорусская железная дорога получила главную свою награду – орден Ленина. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября того же года говорилось, что высшая государственная награда Советского Союза вручается дороге «за высокие производственные успехи и в связи со 100-летием со дня основания». Тогда этот юбилей отмечали достаточно широко. К нему было приурочено немало событий. В частности,
28 ноября ввели в эксплуатацию новый электрифицированный участок Пуховичи – Талька протяженностью 20 км. По инициативе начальника магистрали Евгения Павловича Юшкевича в Управлении дороги открылся музей, который первое время работал на общественных началах.
Чем еще запомнился юбилейный 1971 год? Перечислим только несколько фактов. В январе открыли регулярное движение пригородных электропоездов на участке Минск – Пуховичи. Опыт Белорусской железной дороги по маршрутизации перевозок решением Министерства путей сообщения был рекомендован для широкого использования на всей железнодорожной сети Советского Союза. На базе лаборатории электронно-вычислительной техники образован Дорожный вычислительный центр. Для него была закуплена одна из самых мощных ЭВМ того времени – «Минск-32». Также утвердили значок «Отличный работник Белорусской железной дороги». А в конце того памятного года приняли еще одно важное решение: после почти двухлетнего перерыва возобновить выпуск отраслевой газеты «Железнодорожник Белоруссии» с января 1972-го.

И все же спустя несколько десятилетий историческая справедливость была восстановлена. Известно, что к моменту завершения строительства Московско-Брестской магистрали на белорусских землях уже действовали три железные дороги: Петербурго-Варшавская, Динабурго-Витебская и Орловско-Витебская. А также небольшой участок Тересполь – Брест. В марте 2010 года Белорусская железная дорога и Белорусский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей постановили считать датой образования магистрали дату открытия постоянного железнодорожного сообщения на участке Гродно – Поречье. А именно – 27 декабря 1862-го. Решение было принято на основе заключения Института истории Национальной академии наук. В декабре Белорусской магистрали исполнится 159 лет.


  • Преемственность

В жизни многих поколений

Чествование трудовых династий предприятий Оршанского узла состоялось в Доме культуры железнодорожников. Торжество приурочили к 150-летию железнодорожного сообщения Москва – Брест.

Представители трудовой династии Агеенко

Вечер-встреча «Судьбы разные – история одна» объединила представителей пяти династий. В теплой атмосфере гости поделились своими семейными историями, рассказали о выборе профессионального пути, о преданности родным предприятиям.
Помощник начальника Минского отделения Сергей Шуров отметил, что в Доме культуры железнодорожников собрались люди, передающие из поколения в поколение мастерство и лучшие традиции.
– В жизни каждого человека главными ценностями являются семья, дети, дом. А если сразу несколько родственников выбрали одну и ту же профессию, такая семья становится еще сплоченнее и дружнее, – отметил Сергей Александрович. – 150 лет – большая, красивая дата. И именно благодаря вам Белорусская магистраль пишет свою летопись и несмотря ни на что, ее локомотивы идут только вперед. Своим примером вы повышаете престиж отрасли, возрождаете, сохраняете и развиваете семейные традиции.
Сергей Шуров поблагодарил железнодорожников за их труд и пожелал гостям вечера крепкого здоровья, благополучия и хорошего настроения.
Знакомство с представителями трудовых династий Оршанского узла началось с семьи Базылевых. Как рассказал электромеханик дистанции сигнализации и связи Алексей Базылев, родоначальником стал его дедушка Николай Никитович Жуковский. Он 24 года отработал в местной дистанции сигнализации и связи, прошел путь от электромонтера до старшего электромеханика. А бабушка Анна Федоровна 38 лет была бухгалтером в дистанции защитных лесонасаждений. Она удостоена звания Героя Социалистического Труда.
Среди почетных гостей праздничного мероприятия были и Виктор Паршиков с внуком Павлом. Виктор Борисович рассказал, что основателем их династии стал дедушка его супруги Любови Василий – дорожный мастер дистанции пути. Во время войны по доносу был арестован и репрессирован. И только в 1959-м посмертно реабилитирован. Семья Паршиковых с особым трепетом и теплотой хранит справку о том, что все обвинения с него сняты. Супруги Паршиковы не только по жизни идут рука об руку, но в прошлом были еще и коллегами – вместе работали в Оршанской дистанции сигнализации и связи. К слову, тридцать шесть лет на этом предприятии трудилась и теща Виктора Анна Богданова. А сегодня здесь продолжают традицию семьи ее внук Роман и правнук Павел.
Более 180 лет общего стажа работы на станции Орша и преданность любимой профессии – дежурного по станции – объединили четыре поколения семьи Симаковых. У истоков династии стоял Павел Григорьевич. Более тридцати лет он посвятил станции Орша-Центральная. Рассказала о своей семье в этот вечер представительница второго поколения – его невестка Валентина Николаевна. Она железной дороге отдала 40 лет. Начинала дежурным по станции, позже по состоянию здоровья сменила профессию, но не отрасль.

Ветеран станции Орша Валентина Симакова

К слову, с 2008 года она возглавляет совет ветеранов станции Орша. Восхищение магистралью сумела передать детям и внукам. Сын Юрий сейчас работает дежурным по станции Орша-Западная, а дочь Ирина – билетным кассиром вокзала станции Орша. Эту профессию выбрал и ее сын Дмитрий.
История еще одной трудовой династии – Савостенок – началась в годы Великой Отечественной войны. Ее родоначальник Семен Макарович служил на бронепоезде. В ноябре 1940-го был назначен заместителем командира «крепости на колесах» по политчасти 4-го дивизиона бронепоездов в Брянске.
В последний мирный день, 21 июня 1941 года, подразделение готовилось к передислокации личного состава на территории Прибалтийского военного округа. Но планам не суждено было сбыться. Семен Макарович стал политруком легендарного поезда № 44 под командованием лейтенанта С. Л. Клюева.
Война застала эшелон в Молодечно, откуда он отправился 25 июня 1941-го и попал под налет вражеской авиации уже под Столбцами. В бою был ранен командир Клюев, и политрук Семен Савостенок принял командование на себя. Бронепоезд вышел победителем в том бою, но для Семена Макаровича война закончилась – тяжелое ранение. Вплоть до 1945 года он находился на лечении в госпиталях. За храбрость, проявленную в бою, был награжден орденом Красного Знамени.
О героической судьбе своего родственника рассказал начальник дистанции сигнализации и связи Михаил Савостенок. На вечер-встречу он пришел вместе с сыном Виталием. Тот отметил, что его дедушка по маминой линии Анатолий Михайлович тоже имел отношение к магистрали – работал в узловой больнице станции Орша заведующим терапевтическим отделением. Родители Михаила Савостенка – также железнодорожники: отец Юрий Семенович много лет преподавал дисциплину «автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» в местном отраслевом колледже, а мама Нина Анатольевна долгие годы работала в линейно-аппаратном зале дистанции сигнализации и связи.
Сразу четыре представителя трудовой династии Агеенко стали почетными гостями праздничного вечера. Ветеран локомотивного депо Орша, в прошлом машинист тепловоза Александр Алексеевич пришел с сыновьями Сергеем и Валерием – сегодня они продолжают его дело. На том же предприятии работал и брат Владимир. Основатель династии Алексей Егорович Агеенко был дежурным по локомотивному депо.
Участникам мероприятия организаторы предложили сыграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». В зал внесли черный ящик с личными вещами представителей династий и попросили рассказать о них, чтобы понять, насколько хорошо они друг друга знают. С этой задачей все справились отлично.
Мероприятие завершилось концертной программой с участием творческих коллективов Дома культуры железнодорожников. Перед гостями выступили цирковой коллектив «Феерия», ансамбль танца «Ви-за-ви», а также солисты и представители трудовых династий.

Юлия СТАРАВОЙТОВА

 


  • Пресс-тур

В единой связке

Богатая история, уверенное настоящее, перспективное будущее – все это объединяет станцию Минск-Сортировочный, столичные дистанции пути, сигнализации и связи, а также локомотивное депо Минск. В одно время отмечают эти предприятия и свой юбилей: в ноябре каждому из них исполняется 150 лет. Накануне значимого события с деятельностью коллективов в пресс-туре ознакомились корреспонденты республиканских и отраслевых СМИ.

Первой точкой в «пресс-маршруте» стала самая крупная сортировочная станция Белорусской магистрали – Минск-Сортировочный, которая находится на пересечении двух международных транспортных коридоров. Ее коллектив принимает участие в важных проектах грузоперевозок по маршрутам Китай – Западная Европа – Китай и вносит весомый вклад в развитие железной дороги Беларуси. Первые же поезда на Брест и Москву со станции Минск (теперь Минск-Сортировочный) отправились 28 ноября (16 ноября по старому стилю) 1871 года. Тогда здесь было пассажирское здание, депо на 12 локомотивов и большая вагонная мастерская, а также соответствующая инфраструктура. Сегодня эту станцию можно сравнить с бесперебойным конвейером: поезда, прибывающие один за другим, здесь расформировывают, сортируют и формируют в новые составы.
– Эксплуатационная длина всех путей нашей станции – более 100 километров, ежесуточно на сортировочной горке расформировываются свыше 3 тыс. вагонов, формируются тяжеловесные (весом более 6 тыс. тонн) и длинносоставные (от 100 вагонов) поезда, которые отправляются по 20 направлениям, – предварил экскурсию начальник станции Минск-Сортировочный Максим Морозов.
Знакомство со станцией корреспонденты начали, как говорят, «с самого сердца» – центрального поста. Четко, слаженно, профессионально трудится здесь смена станционного диспетчера Евгения Брушкевича. Для неподготовленного человека работа его команды – этот процесс очень сложный, но не для самих движенцев: каждое их действие выверено и продумано. Напряжение царит и на рабочем месте дежурного по сортировочной горке Натальи Шуманской. Она трудится в единой связке с операторами Любовью Маковской и Анжелой Гулицкой.
– Роспуск вагонов – один из самых ответственных моментов в работе сортировочной горки и станции в целом, – подчеркивает Максим Владимирович. – Ежегодно обновляется программное обеспечение управления режимами роспуска вагонов, что позволяет изменять технологические интервалы, увеличивать ее пропускную способность и обеспечивать сохранность грузов и рабочего парка.

Дежурный по сортировочной горке Наталья Шуманская (на переднем плане), операторы Любовь Маковская и Анжела Гулицкая

Совершенствование технологического процесса – важный аспект, которому на станции уделяют особое внимание. Ежегодно ее специалисты внедряют рационализаторские предложения и технические новшества. Быстро осваивают и различные высокотехнологичные ноу-хау. В числе последних – программно-аппаратный комплекс «Система технического зрения. Распознавание номеров вагонов». Он предназначен для выявления несоответствий вагонов в составе поезда. Во время опытных испытаний данная система показала себя с лучшей стороны, и в начале декабря планируется ее ввод в промышленную эксплуатацию. Она позволит вывести работников из зоны повышенной опасности, а также увеличит скорость перестановки поездов, тем самым уменьшится простой транзитного вагона с переработкой.
С интересом посетили журналисты и еще один важный объект станции – ЛЦТО «Минск», открытый в 2016 году. О его работе подробно рассказала заместитель начальника этого подразделения Дарья Старинская. Сама девушка трудится на станции более 10 лет и признается, что очень любит свое дело.
– Несмотря на удаленность производства погрузо-выгрузочных работ по таким станциям, как Дегтяревка, Минск-Северный, Минск-Южный, Беларусь, Фаниполь, Койданово и Негорелое, мы централизованно выполняем оформление перевозочных документов, расчет и полное документальное сопровождение перевозки, – отметила специалист. – В ближайшие годы планируется расширение региона обслуживания путем включения дополнительных станций: Пуховичи, Руденск, Степянка и Шабаны.
Сегодня у станции Минск-Сортировочный около 360 клиентов, с которыми оформлены договоры на транспортное обслуживание. В их числе – Белорусский цементный завод, Минский вагоноремонтный завод, ОАО «Керамин» и другие. Доступность железнодорожного транспорта, оперативность и комплексность, высокое качество и гарантия выполнения договорных обязательств – эти принципы помогают работникам станции не только успешно взаимодействовать с клиентами, проверенными временем, но и заинтересовывать новых. Что, в свою очередь, положительно отражается и на цифрах. Так, за 10 месяцев текущего года погрузка составила без малого 370 тыс. тонн (это почти 110% к аналогичному периоду 2020-го).

Заместитель начальника ЛЦТО Дарья Старинская (в центре) и коммерческие агенты по транспортному обслуживанию Галина Ефименко и Виктория Веялко

Кипит работа и в другом коллективе-юбиляре – в Минской дистанции пути. Здесь тоже впечатляющая зона ответственности. Это участки в четырех направлениях: на Оршу, Брест, Гомель, Молодечно. Бригады предприятия производят капитальный, средний, подъемочный ремонт главных, станционных, путей необщего пользования с общей развернутой длиной более 800 км. Минские путейцы обслуживают свыше 1,2 тыс. стрелочных переводов и более 70 переездов. Работники участка по ремонту искусственных сооружений – 85 мостов и более десятка пешеходных подземных тоннелей.
– Основная задача нашей дистанции – обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями. А за этим стоит ежедневный кропотливый труд. Замечу, максимально допустимые скорости движения пассажирских поездов на отдельных участках по направлению Минск – Негорелое достигают 140 км/ч, – в разговоре с журналистами подчеркнул начальник Минской дистанции пути Сергей Корик. – В нашем распоряжении вся необходимая техника: погрузочно-транспортные мотовозы, дрезина с подъемным краном, универсальные путевые машины SVP, автомотрисы, машина для замены шпал MRT, путевой моторный гайковерт, машина ВПРС-08 и так далее. Но самое главное – это, конечно, люди: трудолюбивые, ответственные, которые долгие годы преданы выбранной профессии и не раз доказали свою компетентность на деле.

На вопросы журналистов отвечает начальник Минской дистанции пути Сергей Корик

Рассказывая о масштабных проектах последних лет, Сергей Владимирович обратил внимание, что эффективный способ организации усиления путевого хозяйства и, соответственно, обеспечения безопасности движения поездов – участковый метод производства работ в «окно». Так, комплексное «окно» продолжительностью более суток позволяет экономить финансовые ресурсы, а также выполнить целый перечень работ: обновить путевое хозяйство и одновременно перевести его на новый тип рельсов. Такая технология внедрена и успешно используется в столичной дистанции пути с 2013 года. В минувшем году с ее применением выполнены работы на станции Минск-Сортировочный, в 2021-м на станции Шабаны заменены три двойных перекрестных стрелочных перевода, один одиночный, а также глухое пересечение на новые конструкции с железобетонными брусьями и рельсами типа Р-65. В них было задействовано около 260 человек, трудились люди круглосуточно, в две смены. И, как и всегда, все было сделано качественно и оперативно.
Теми же принципами в своей деятельности руководствуются и коллеги из Минской дистанции сигнализации и связи, которая занимает достойное место в этом квартете юбиляров. В чем лично и убедились представители СМИ, побывав на предприятии, в полутысячном коллективе которого есть тоже немало поводов для гордости. А начиналось все с открытия Минской дистанции телеграфа, которая обслуживала простейшие устройства сигнализации и связи в пределах станций Славное – Барановичи и на перегоне между ними.

Начальник Минской дистанции сигнализации и связи Андрей Мех и его заместитель Артем Румянцев

От Негорелого до Борисова, от Заславля до Осиповичей – сегодня коллектив дистанции сигнализации и связи отвечает за большую территорию. Длина кабельных линий магистральной связи – более 1,1 тыс. км, волоконно-оптических кабелей – свыше 400 км, кабеля СЦБ – без малого 3 тыс. км. В пределах дистанции эксплуатируются 19 цифровых АТС общей емкостью 11,7 тыс. номеров и 68 коммутаторов технологической связи, из которых 28 – цифровые. Об этом узнали корреспонденты во время экскурсии по предприятию, где их встретил начальник дистанции Андрей Мех и его заместитель Артем Румянцев. Представителям СМИ было интересно побывать в линейно-аппаратном зале и АТС, оснащенных надежным оборудованием.
– Гарантия стабильной и исправной работы устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи является одним из главных факторов безопасности движения поездов. И это наша первостепенная задача, – подчеркнул руководитель предприятия. – В свое время в виду важности Минского железнодорожного узла на нашем предприятии старая координатная автоматическая телефонная станция (АТС) была заменена на современную цифровую зарубежного производства MERIDIAN, которая отличается высокой надежностью и качеством передачи звуков. Благодаря ей мы полностью удовлетворяем потребность Минского железнодорожного узла и предприятий магистрали, расположенных в столице и Минском районе, в телефонных номерах. Данная АТС дает возможность подключить до 10 тыс. абонентов, а значит, эксплуатировать ее без дополнительных затрат на расширение емкости.

Электромеханик связи Минской дистанции сигнализации и связи Анна Спижарная

В настоящее время к ней подключено свыше 4,3 тыс. абонентов предприятий железнодорожного транспорта и более 700 – организаций, не входящих в состав Белорусской железной дороги.
Работники столичной дистанции сигнализации и связи в числе первых на дороге произвели укладку волоконно-оптической линии связи и монтаж цифрового оборудования на участках Минск – Орша и Минск – Барановичи. Благодаря этому было улучшено качество каналов связи и увеличена скорость передачи данных. Также внедрена система диспетчерской централизации «Неман», что позволяет своевременно выявлять предотказные состояния устройств автоматики за счет их дистанционного контроля и мониторинга и, соответственно, снижать количество отказов устройств. В авангарде столичные железнодорожники были и при внедрении микропроцессорной централизации типа ESA-11-BC (станция Степянка), системы громкоговорящего оповещения на основе цифровых технологий и МПЦ «Днепр» разработки Конструкторско-технического центра БЖД.
Коллектив дистанции никогда не боялся сложных задач, он принимает участие в строительстве всех значимых объектов государственного масштаба. В перспективе – участие в организации скоростного пассажирского железнодорожного сообщения Минск – Городище – Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» – Национальный аэропорт Минск.
Свои традиции, сформированные на протяжении долгих лет, отличают и крупнейшее из предприятий-юбиляров – локомотивное депо Минск. Среди них и передача опыта из поколения в поколение. Кстати, неслучайно первый музей на Белорусской магистрали был организован именно здесь. Он до сих пор остается гордостью деповчан.
О богатой истории, нынешних достижениях и перспективах участникам пресс-тура рассказал начальник депо Роман Лобажевич.
– В последнее время у нас произошла смена поколений, и сегодня коллектив в основном молодой. При этом часть работающих – представители трудовых династий. От отцов и дедов они знают о развитии железнодорожного транспорта как никто другой, понимают задачи по освоению новой техники. Впрочем, с той же ответственностью над их выполнением трудится весь наш коллектив, – рассказал Роман Владимирович. – За 150 лет депо прошло путь от паровозов до современных мощных скоростных локомотивов, оборудованных новейшими системами безопасности. Работа в таких условиях всегда требовала высочайшего профессионализма при управлении новыми моделями локомотивов, повышения квалификации ремонтного персонала, разработки технологических процессов для ремонта и обслуживания, внедрения нового оборудования и его освоения.

Слесарь по ремонту подвижного состава депо Юрий Павлов за работой на новом участке по ремонту и обслуживанию дизель-поездов серии ДП

В том, что такими принципами руководствуются столичные локомотивщики и в наши дни, журналисты убедились, побывав на различных производственных участках предприятия. Своими масштабами впечатлили в первую очередь ремонтные цеха, где выполняются все виды текущих ремонтов и технического обслуживания тепловозов и электровозов. На данный момент приписной парк депо – это более 70 тепловозов, 15 электровозов и 10 современных дизель-поездов. Как наводят лоск последним, представители СМИ увидели на участке по ремонту и обслуживанию дизель-поездов серии ДП, организованном в минувшем году. Пока здесь освоили ремонт в объеме ТР-1, но уже с декабря планируют приступить и к ТР-2. В настоящее время ведется работа по оснащению участка необходимым современным оборудованием: в ближайших планах – установка станка для обточки колесных пар.
Впечатлила журналистов реконструированная котельная блочно-модульного типа, благодаря современной «начинке» которой сокращены эксплуатационные затраты на выработку 1 Гкал и в два раза уменьшено количество обслуживающего персонала. В результате годовой экономический эффект составит 686 тыс. рублей.
Познакомились журналисты и с цехом эксплуатации, где им рассказали о специфике работы дежурного по депо, техников-расшифровщиков скоростемерных лент и других специалистов.
За 9 месяцев текущего года столичные локомотивщики провели более 11 тыс. пассажирских поездов и порядка 23 тыс. грузовых. Локомотивные бригады депо обеспечивают перевозки пассажиров электровозами серии ЧС4Т на участках Орша – Минск – Брест, Гомель – Минск – Кена, тепловозами серии ТЭП70БС – на участках Минск – Гродно, Минск – Могилев. Грузовые перевозки на участке Минск – Брест, Минск – Орша, Минск – Молодечно, Минск – Жлобин осуществляются электровозами серии ВЛ80С, БКГ1 и БКГ2. А пассажирские в направлении Минск – Витебск – современным моторвагонным подвижным составом серии ДП. Также локомотивные бригады обеспечивают маневровое, вывозное и хозяйственное движение.

Машинист-инструктор локомотивных бригад локомотивного депо Минск Леонид Демский

– Наши люди – практики. Много рационализаторских предложений по усовершенствованию технологии производства работ и улучшению условий труда внесено самими тружениками депо.
И, кстати, некоторые из них азы профессии постигали еще на Детской железной дороге имени К. С. Заслонова, – заметил Роман Лобажевич, знающий об этом не понаслышке.
Помимо Романа Владимировича из числа воспитанников малой Белорусской и Леонид Демский, который специально для журналистов провел мастер-класс на тренажерном комплексе грузового электровоза. Свой трудовой путь Леонид Генрихович начинал в локомотивном депо Минск помощником машиниста более 40 лет назад. С 2006-го он – машинист-инструктор локомотивных бригад. За долгие годы работы у железнодорожника накопилось множество отраслевых наград.
– На другом месте себя и не представляю, – скромно улыбается собеседник и, поздравляя коллег с предстоящим праздником, желает в первую очередь с хозяйским подходом относиться к своей работе.
Впрочем, именно так трудятся не только деповчане, но и железнодорожники с других столичных предприятий-юбиляров. Неслучайно и депо, и сортировочная станция, а также дистанции пути и сигнализации и связи в узле функционируют как единый механизм. А это и есть основа уверенного будущего.

Екатерина ОСОВСКАЯ


  • Преемственность

Традиции с британским акцентом

Суммарный профессиональный стаж представителей пяти поколений семьи Джонс в локомотивном депо Орша составляет без малого 162 года. Основателем династии с экзотической для здешних мест фамилией стал британец Грегори Джонс, которого на русский манер стали называть Григорием Федоровичем.

Основатель династии – Григорий Джонс

Британский инженер-локомотивщик в 23 года вместе с другими иностранными специалистами в 1871 году был приглашен в Российскую империю Обществом Московско-Брестской железной дороги. Григорий Федорович, быстро освоивший русский язык, обучал работников депо Вязьмы, Смоленска и Орши управлению и обслуживанию паровозов. Позднее он осел в Орше, где трудился машинистом паровоза вплоть до 70 лет. Основатель династии успел увидеть своими глазами революционные потрясения и ушел из жизни в 1923 году.
Его сын Николай Григорьевич работал помощником машиниста, а затем машинистом паровоза с 1914-го по 1951 год. За перевозку пассажиров и грузов в составе колонн особого резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР в годы Великой Отечественной войны он был удостоен знака «Почетному железнодорожнику». Выйдя на пенсию после многих лет работы машинистом, он посвятил себя заботам о семье и огородничеству.
Связал судьбу с железной дорогой и Евгений Джонс – представитель третьего поколения династии. Он застал Великую Отечественную подростком, был призван на срочную службу в железнодорожные войска, в составе которых восстанавливал стальную магистраль и возводил новые ее участки. Вернувшись после армии в родную Оршу, работал в паровозном, а затем и в локомотивном депо 38 лет.
В 60-е годы минувшего века Евгений Николаевич был среди тех машинистов, кто активно осваивал новые для того времени тепловозы ТЭП60 и ТЭП70. За добросовестный труд был награжден орденом Ленина.

Николай Григорьевич Джонс

По уже сложившейся семейной традиции дело Евгения Николаевича продолжил его сын Алексей Евгеньевич. После окончания Гомельского техникума железнодорожного транспорта он работал в локомотивном депо Орша помощником машиниста, а затем машинистом тепловоза. На рубеже 1970-х и 1980-х молодой машинист Алексей Джонс также был первопроходцем – осваивал тогда новинки ВЛ80с и ЧС4т. А в 1990-м опытного и авторитетного машиниста избрали депутатом Оршанского городского совета. К сожалению, в 1994 году Алексей Евгеньевич погиб в автомобильной катастрофе. Его сыновьям Андрею и Алексею было в ту пору соответственно 14 и 11 лет. После обрушившегося на семью горя активное участие в воспитании внуков принимал дед по материнской линии, почетный железнодорожник Федор Прохорович Пасиевич. Партизан Великой Отечественной, выпускник Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, долгие годы он работал начальником станции Орша-Западная, а затем преподавал в Оршанском техникуме железнодорожного транспорта. Туда же после окончания 9-го класса поступил и Андрей Джонс. Дед уже находился на заслуженном отдыхе.

Алексей Евгеньевич Джонс

– Обучаясь по специальности «автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», я получил глубокие знания и уже имел довольно объемные представления о работе железной дороги, – вспоминает Андрей Алексеевич. – Курс «Правила технической эксплуатации и инструкции» у нас вел сильнейший преподаватель Михаил Григорьевич Наливкин. Он относился к процессу преподавания очень творчески, на практических примерах объясняя различные нормативные документы. Благодарен я и таким преподавателям, как Михаил Кириллович Кабачевский, Валентин Александрович Булай и Вячеслав Геннадьевич Глинский.
В 1999 году по окончании техникума с отличием Андрей Джонс получил распределение в локомотивное депо Орша на должность слесаря по ремонту электрооборудования дизель-поездов. После срочной армейской службы Андрей Алексеевич был направлен в Гомельскую дортехшколу, которую также с отличием окончил в 2002 году, получив квалификацию «помощник машиниста тепловоза и электровоза».
– Мое кредо – учиться всю жизнь, – говорит Андрей Алексеевич. – В 2004 – 2005 годах я вновь сел за парту. На этот раз в Гомельской дортехшколе. Там получил права машиниста тепловоза и электровоза. Своему профессиональному становлению я обязан преподавателям Олегу Владимировичу Карпову, Александру Дмитриевичу Шаболеву, Геннадию Ивановичу Буханевичу, Виталию Петровичу Мокренко, Сергею Михайловичу Цалко.

Алексей Джонс

В начале трудовой карьеры Андрея Джонса машинист-инструктор Вячеслав Шебештейн пригласил начинающего помощника машиниста в свою колонну, где когда-то трудился отец молодого человека. Осваивать специальность Андрею помогал машинист Павел Цынгалев, который когда-то работал помощником машиниста в паре с Джонсом-старшим. С 2006 года Андрей Алексеевич – машинист тепловоза и электровоза в составе грузопассажирской колонны, выполняет поездки на Минск и Гомель, Новосокольники и Смоленск. Он трудится в составе колонны под руководством машиниста-инструктора Владимира Борщевского, где из 33 локомотивных бригад 27 имеют права на два вида тяги. В ходе технических занятий под руководством машиниста-инструктора Дениса Степанова Андрей Алексеевич изучил особенности грузового электровоза БКГ1 и уже совершил на нем несколько поездок в сторону Смоленска.

Андрей Джонс

В составе этой же грузопассажирской колонны в паре с машинистом Михаилом Рощинским работает помощником машиниста и младший брат Андрея Алексей. Его путь в профессию был достаточно извилистым: после окончания в Орше ПТУ № 122 он работал в родном городе автослесарем. Но затем под влиянием старшего брата перешел в локомотивное депо: поначалу на должность слесаря по ремонту подвижного состава, а позже в его жизни были учеба в Барановичской дортехшколе, получение прав сначала помощника машиниста, а впоследствии и машиниста тепловоза и электровоза. В адаптации и профессиональном становлении Алексею помог его коллега машинист Сергей Прутков.
Говоря о своих увлечениях, Андрей Алексеевич не без гордости отмечает, что успел побывать в политехнических музеях Мюнхена и Праги, а также в музее Военно-воздушных сил Израиля. В настоящее время в жизни обоих братьев важнейшее значение имеет воспитание сыновей. У Андрея и Алексея подрастают мальчики, которые с восхищением смотрят на поезда. Поэтому есть вероятность, что они продолжат династию с богатыми традициями профессионального мастерства.

Евгений
ВОЛОСТНЫХ

Яндекс.Метрика