Радовать скоростью и комфортом
Десять лет назад в нашей стране было открыто регулярное движение электропоездов региональных линий бизнес-класса.
Сегодня уже сложно представить региональное железнодорожное сообщение Беларуси без современных комфортабельных моторвагонных составов. За десять лет они органично вписались в республиканскую транспортную систему. А начиналось все 19 ноября 2011 года. Красивый новенький электропоезд с изображением крокуса на глянцевом боку отправился в путь из Бреста в Барановичи. Проводить его в торжественной обстановке собрались официальные лица, работники стальной магистрали, журналисты, пассажиры. Все отмечали значимость события не только для Брестчины, но и для страны в целом. Ведь после запуска в сентябре того же года поездов городских линий это был второй шаг отечественных железнодорожников на пути внедрения нового формата пассажирских перевозок, ориентированного на три важнейших качества: доступность, скорость и комфорт.
Оценить преимущества путешествия в таком поезде смогли все, кто проехал первым рейсом из Бреста до Барановичей, Жабинки, Березы-Города или Ивацевичей, где были предусмотрены остановки. Комфортабельный салон четырехвагонного состава рассчитан на 210 пассажиров, мягкие сидения с подлокотниками установлены по системе «2+2». Разработчики позаботились и о комфорте людей с ограниченными физическими возможностями и граждан, путешествующих с колясками, велосипедами и крупногабаритным багажом: в одном из вагонов для такой поклажи оборудована многофункциональная зона. Как говорится, с ветерком и комфортом! Время в пути пролетело незаметно. В тот же день, 19 ноября, замечательный во всех отношениях электропоезд совершил еще один рейс – из Барановичей в Минск. В обратном направлении он начал перевозить пассажиров с 20 ноября.
Прошел всего месяц, и железнодорожники преподнесли белорусам еще один замечательный подарок – региональные линии бизнес-класса соединили со столицей Оршу. К большой радости местных жителей расстояние между двумя городами современный электропоезд преодолел почти вдвое быстрее, чем обычный. Неудивительно, что новый формат пассажирских перевозок очень быстро стал популярным. С учетом растущего спроса размеры движения поездов региональных линий бизнес-класса были увеличены: в направлении Минск – Барановичи и Минск – Орша – до четырех пар в сутки, в направлении Брест – Барановичи – до трех.
Не прошло и года, как линейка применяемого на Белорусской магистрали современного моторвагонного подвижного состава бизнес-класса расширилась за счет дизель-поездов одновагонного исполнения. Появились и новые маршруты: Кричев – Орша – Кричев и Орша – Погодино – Орша.
В дальнейшем также было организовано движение комфортабельных дизель-поездов на участках Орша – Коммунары и Могилев – Коммунары.
Дорога продолжала развивать новый формат пассажирских перевозок. Современные четырехвагонные электропоезда соединили Минск с Бобруйском, позже – с Молодечно. В региональном сообщении железнодорожники стали задействовать и современные электропоезда пятивагонного исполнения, еще более комфортные для пассажиров за счет расположения сидений друг за другом и оборудования вагонов дополнительными полками для ручной клади и багажа. Вместительность поезда при этом возросла до 302 мест.
Помимо этого, по мере поступления современного моторвагонного подвижного состава в декабре 2017-го было организовано курсирование дизель-поездов региональных линий бизнес-класса на участках Минск – Лида и Минск – Полоцк. После электрификации участка Жлобин – Светлогорск с 21 июня 2020 года между Минском и Светлогорском начали курсировать электропоезда. Буквально через два месяца современный комфортабельный дизель-поезд соединил Могилев и Солигорск.
В декабре 2020-го было открыто регулярное движение новых дизель-поездов в трехвагонном исполнении на участке Минск – Пинск.
– В новом графике движения на 2021/2022 годы, который вводится с 12 декабря 2021-го, предусмотрено курсирование поездов региональных линий бизнес-класса на пассажирообразующих направлениях Минск – Орша, Минск – Пинск, Минск – Полоцк, Могилев – Солигорск, Минск – Светлогорск (по завершении электрификации маршрут продлится до Калинковичей), – пояснил начальник пассажирской службы Управления Белорусской железной дороги Александр Захаревич. – Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что такой формат пассажирских перевозок оказался востребованным на рынке транспортных услуг и нашел своего потребителя. Если в 2012 году региональными поездами бизнес-класса в нашей стране воспользовались около 1 млн. человек, то в 2013-м – более 1,3 млн., а в 2015-м – свыше 2,3 млн.
«Всего за 10 лет в данном сегменте перевезено почти 13,4 млн. пассажиров. Безусловно, в последние два года сильное влияние на работу пассажирского комплекса оказала неблагоприятная эпидемиологическая ситуация. Надеемся, она скоро изменится к лучшему. За весь прошлый год поездами региональных линий бизнес-класса мы перевезли 704 тыс. человек, а за 10 месяцев 2021-го – уже порядка 823 тысяч».
Современные моторвагонные поезда и в будущем продолжат радовать пассажиров комфортом и скоростью, в 2022 году будет снова преодолен миллионный рубеж.
Инга МИНДАЛЁВА