Востребованная временем
На вокзале станции Брест-Центральный состоялось торжественное мероприятие, приуроченное к 150-летию железнодорожного сообщения Москва – Брест.
Оно началось с театрализованной композиции, которая перенесла присутствующих в неповторимую атмосферу XIX века, когда и возник вопрос строительства магистрали из российской столицы в город над Бугом.
У этого направления интересная история. Первоначально проектировщики планировали соединить Москву и Брест через Могилев, Бобруйск и Пинск. Рассматривался и другой вариант – через Минск. Точку в жарких спорах поставил император Александр II. В 1868 году он выдал резолюцию: «Исполнить по мнению меньшинства». А 16 ноября 1871 года было открыто регулярное движение поездов на участке Смоленск – Орша – Борисов – Минск – Барановичи – Брест. Протяженность Московско-Брестской железной дороги составила более 1 тыс. верст (1 верста – 1,07 км). Она была возведена за рекордные сроки даже по нынешним временам – всего за 20 месяцев, что оказалось вдвое быстрее, чем предусматривалось проектом.
…В торжественном мероприятии по случаю 150-летия железнодорожного сообщения Москва – Брест приняли участие председатель Брестского облисполкома Юрий Шулейко, заместитель министра связи и информатизации Беларуси Наталья Гордеенко, председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук, консул-советник Генерального консульства Российской Федерации в Бресте Павел Морозов, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов и почетные гости из России: первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов, начальник Московской магистрали – филиала ОАО «РЖД» Михаил Глазков, генеральный директор, председатель правления АО «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром. Также присутствовали руководители Минского, Барановичского и Брестского отделений магистрали, представители предприятий, которые отмечают 150-летие со дня образования, работники и ветераны дороги.
По словам Владимира Морозова, железнодорожному сообщению Москва – Брест всегда придавалось большое значение в развитии перевозок между двумя странами.
– Поражаешься уму, прозорливости людей того времени, которые принимали решение о строительстве железной дороги, – обратился к собравшимся Владимир Михайлович. – Путь из XIX в XXI век для нее был непростым – магистраль видела революции и войны, однако, как и много лет назад, она по-прежнему востребована, надежно функционирует и является связующим звеном между Востоком и Западом. У магистрали славный путь с богатой историей!
С юбилейной датой поздравил белорусских железнодорожников первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов.
– Железнодорожный участок пути от Москвы до Бреста – одно из основных направлений в перевозке грузов и пассажиров между Азией через Россию и Беларусь в Европу и в обратном направлении, – отметил он. – Мы и в дальнейшем будем развивать сервис, увеличивать пропускную способность дороги, наращивать объемы перевозок.
В XIX веке расстояние из российской столицы до города над Бугом поезд прямого сообщения преодолевал почти за 80 часов, в начале прошлого столетия – за 24, а сейчас требуется всего 13 – 14 часов. Ежегодно более 1,2 млн. жителей Беларуси и России приобретают билеты на поезда, следующие по этому направлению. Важнейшая транспортная магистраль в настоящее время обеспечивает около 60% грузооборота в нашей стране – за десять месяцев его объем составил почти 35 млн. тонн грузов.Значимость направления Москва – Брест для региона отметил и председатель Брестского облисполкома Юрий Шулейко.
– Решение построить эту магистраль придало большой импульс в развитии торговых и экономических связей между регионами. Более 200 км дороги проходит по территории Брестской области, и мы ощущаем важность проекта, задуманного 150 лет назад. За это время изменился и усовершенствовался подвижной состав, выросли скорости движения и объемы перевозок, получили развитие новые технологии. Большое спасибо железнодорожникам обеих стран, которые поддерживают такую инфраструктуру в порядке.
С историей развития сообщения Москва – Брест, а также местного железнодорожного узла и Белорусской магистрали можно было ознакомиться на организованной исторической выставке в центральном зале ожидания вокзала станции Брест-Центральный. Внимание посетителей привлекали телеграфный аппарат Морзе образца 1943 года, телефонные аппараты 1950 – 1960-х годов, арифмометры «Феликс» и ВК-1 1950-х годов, шаблон и уровень путейцев, лопата для забрасывания угля в топку паровоза и другие предметы, которыми пользовались железнодорожники в прошлом. Все экспонаты подготовили работники музея железнодорожной техники Белорусской магистрали.
В рамках торжеств состоялась церемония официального гашения почтовых марок из серии «150 лет железнодорожной магистрали Смоленск – Минск – Брест», которая была выпущена специально к юбилейной дате. В ней приняли участие заместитель министра связи и информатизации Беларуси Наталья Гордеенко, председатель Брестского облисполкома Юрий Шулейко, начальник Белорусской магистрали Владимир Морозов и первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов.
На почтовых марках изображены знаковые объекты: железнодорожные вокзалы станций Минск-Виленский в 1918 году, Брест-Литовск в 1905-м, Орша (1917) и Барановичи-Полесские (1917). Проект по выпуску их в обращение подготовлен Белорусским государственным архивом кинофотофонодокументов, Музеем истории Белорусской магистрали, музеем истории Минска, музеем истории и культуры Орши, Барановичским краеведческим музеем, комнатой истории вокзала станции Брест-Центральный.
В рамках торжественных мероприятий приятный сюрприз ожидал одного из пассажиров, купивших первый билет на поезд № 28 отправлением в российскую столицу 16 ноября – в день 150-летия сообщения Москва – Брест. Этим счастливчиком стал житель Тамбова Дмитрий Ирков, в прошлом военный. Владимир Морозов поблагодарил его за преданность магистрали, пожелал и в дальнейшем пользоваться ее услугами, а также вручил памятный сертификат и подарок.
Для коллег из России было организовано посещение грузового терминала станции Брест-Северный с презентацией его возможностей. Помимо этого, гости побывали в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» и музее железнодорожной техники Белорусской магистрали, где собраны уникальные паровозы и тепловозы, а также другая техника.
Передовики производства белорусских предприятий-юбиляров, которые в эти дни также отмечают их 150-летие, ознакомились с прошлым раритетных экспонатов в местном музее.
Продолжилось торжественное мероприятие в Доме культуры железнодорожников. Начальник дороги Владимир Морозов наградил трудовые коллективы Минского, Оршанского, Барановичского и Брестского узлов и поздравил их с юбилейными датами. Он вручил руководителям предприятий и председателям профкомов памятные адреса и колокола, которые 150 лет назад символизировали отправление поезда в рейс. Более 50 лучших представителей предприятий-юбиляров также были отмечены отраслевыми наградами. «Искренне верю в ваше ответственное отношение к делу, патриотизм и профессионализм в работе. От успешной деятельности каждого из вас зависит общий результат», – отметил Владимир Михайлович. Особые слова благодарности он адресовал ветеранам и всем заслуженным работникам, а также молодежи, которой многое еще предстоит сделать.
Со знаковым событием в жизни Белорусской магистрали поздравили присутствующих председатели Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Виктор Какора и Организации ветеранов дороги Сергей Гоголев.
– Для истории 150 лет – это миг, а для человека – целая эпоха, – обратился к железнодорожникам Сергей Павлович. – Преклоняемся перед учеными, инженерами, строителями, которые воплотили свои мечты и проекты, построив уникальную магистраль от Москвы до Бреста. Хочется пожелать молодежи дерзать и совершенствоваться в работе, а мы, ветераны, всегда окажем помощь и поддержку.
Виктор Какора отметил, что за 150 лет технологии значительно изменились и прогрессируют. Однако, какими бы совершенными они ни были, за ними всегда стоит человек, его отношение в работе.
Кульминацией праздичных мероприятий стал концерт, организованный творческими коллективами ДКЖ.
Юрий ФЕДОРЕНКО