Октябрь
Пт
04
2024

Все как по маслу

Ходовая часть, дизель, гидросистема, аккумуляторные батареи, охлаждающая система – это далеко не полный перечень узлов тепловоза, надежность которых в полной мере зависит от профессионализма и точности исследований химико-технической лаборатории локомотивного депо Гомель.

Лаборанты Лариса Басенкова и Светлана Василевская

В среднем в месяц здесь проводят порядка 2 тыс. различных исследований топлива и других материалов, необходимых для работы тягового подвижного состава. И без заключения экспертов техника не имеет права выйти на линию.
– Мы специализируемся на работе с дизель-поездами серии ДР1А(Б), электропоездами ЭР9Е и тепловозами 2ТЭ10У(УК), М62, ЧМЭ3, ТМЭ3. Во время их плановых видов ремонта или технического обслуживания проверяем соответствие необходимым параметрам масел в подвижном составе, дизельного топлива, охлаждающей жидкости, смазывающих материалов, отработанных нефтепродуктов, электролита аккумуляторных батарей и многое другое, – вводит в курс дела заведующая лабораторией Ирина Шуман. – Также мы аттестованы на проведение анализа сточных вод очистных сооружений, песка для песочниц локомотивов, огнетушащего порошкового состава.
Рабочий день специалистов лаборатории расписан буквально по минутам. Сначала в специальный журнал вносят данные о тепловозах, поступивших на ТО или ТР. Далее – отбор проб.
В этом тоже есть определенные требования. Например, для проверки дизельное масло нужно брать при работающем двигателе, а компрессорное – через полчаса после его остановки. За дизельным топливом лаборанты отправляются, когда тепловоз уже стоит на ремонтной позиции. Отобранные материалы изучают сразу по нескольким показателям.
– При проведении любого анализа нужно быть очень внимательным, ведь важны точные результаты по всем параметрам, которых, к слову, для каждого продукта немало, – отмечает лаборант с 30-летним стажем Валентина Никитина. – Все исследования осуществляются на специальном оборудовании. Используем электронные весы, измеряющие механические примеси с точностью до десятитысячной доли грамма, ареометры, химические реактивы и жидкости. Процент загрязненности дизельных и компрессорных масел помогает определить фотоколориметр, а плотность жидкостей – ареометр. При помощи флуориметра измеряем массовую концентрацию нефтепродуктов в сточной воде.

Лаборант Валентина Никитина определяет оптическую плотность загрязненности

Результаты лабораторного анализа дизельного масла заносят в специальный журнал. Точно такие же «досье» есть на охлаждающие жидкости, масла, смазочные материалы и прочие вещества, обеспечивающие исправную и долговечную эксплуатацию тягового подвижного состава.
– Для каждого узла нужна своя марка масла, следовательно, и браковочные показатели у них тоже разные. И по ним можно узнать о многих неполадках в работе локомотива, – подключается к разговору лаборант Лариса Басенкова. – Например, если степень загрязненности превышает норму, то, возможно, есть неисправности в работе центрифуг, фильтров тонкой и грубой очистки тепловоза. А если термостат определяет низкую кинетическую вязкость, то вероятно, что в процессе эксплуатации локомотива в масло попадает дизельное топливо.
По словам собеседницы, вязкость – самое важное физическое свойство масла. По сути – его сущность. При разжижении вещества снижается температура вспышки – величина, при которой пары топлива, залитого в закрытый тигель, вспыхивают при поднесении пламени. Если выяснится, что показатели качества масла, топлива и других материалов не соответствуют норме, лаборант сообщает об этом мастерам участков и делает соответствующую запись. Некачественный продукт подлежит сливу, даже если не наступили сроки по его регламентной замене. Спустя несколько суток эксплуатации локомотива лаборант должен проконтролировать, устранена ли причина, по которой вещество пришло в негодность раньше времени. Таким же образом проверяется состояние электролита для аккумуляторов и качество охлаждающей воды для локомотивов: до ремонта и после. К слову, для каждой серии тепловозов требуется своя охлаждающая жидкость, обогащенная целым рядом специальных присадок.

Заведующая лабораторией Ирина Шуман и лаборант Виктория Кондикова проверяют гранулометрический состав песка

Кроме проверки материалов при эксплуатации в лаборатории депо проводят и входной контроль топлива. Прежде чем оказаться в резервуарах базы топлива депо, груз с Мозырского или Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов тщательно проверяется на соответствие всем нормам по качеству и количеству. Только после того, как лаборант даст добро, нефтепродукты перекачивают в подземное хранилище.
Коллектив лаборатории женский, небольшой – всего 11 человек, но все дружные и сплоченные. Подразделением, действующим строго по инструкциям и ГОСТам, Ирина Шуман руководит более 17 лет. Немалый стаж, как отмечает собеседница, практически у всех сотрудников. Каждый скрупулезно выполняет обязанности. Многие отмечены отраслевыми наградами, их фото заносили на Доску почета депо.
– Моя правая рука – Виктория Кондикова, лаборант 5-го разряда. Более 20 лет здесь трудятся Татьяна Хорошкевич, Лариса Басенкова, Елена Семенченко. Они могут работать со всеми приборами, – отмечает Ирина Георгиевна. – Наши специалисты – мастера своего дела. Такой высокий профессионализм необходим, ведь от исправности узлов тепловоза зависит безопасность движения поездов. Нормативные требования к качеству горюче-смазочных материалов постоянно повышаются, расширяется перечень продукции, подлежащей обязательному контролю. И наша задача – не просто провести анализ, а сделать это высококачественно, в том числе осуществляя внутрилабораторный контроль результатов. В этом как раз важную роль играют квалификация персонала, ответственность, точность и дисциплина.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика