Достойно пройти по своему пути
В последний день осени ветеран Оршанской дистанции пути Анна Кутеба отпраздновала 80-летие. Ровно половину (четыре десятка) она посвятила работе на предприятиях Белорусской железной дороги.
С юбилеем Анну Харитоновну поздравили руководство предприятия, бывшие коллеги, родные и друзья. Прозвучало немало добрых, теплых слов, и, конечно, вспоминали трудовые будни. Впрочем, и сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Анна Кутеба с магистралью неразлучна. Окна ее дома выходят на пути, и часто слышен перестук колес. Но для Анны Харитоновны – это дорогая для сердца мелодия, знакомая с детства.
Родина ветерана – деревня Турковская Слобода Бобруйского района Могилевской области. Выросла она в большой и дружной семье – родители воспитали шестерых детей. Анна Кутеба с гордостью впоминает отца-железнодорожника. Во время войны он попал в плен, но мужчине удалось сбежать и вернуться домой.
– В 1941-м папа работал путевым обходчиком в Бобруйской дистанции пути. Когда в деревню пришли немцы, отца вместе с другими посадили в грузовой поезд и отправили в сторону Бреста, – вспоминает собеседница. – Но железнодорожники туда не доехали. Поезд шел медленно, поэтому, поняв, что они находятся в последнем вагоне, мужчины решили бежать. Ночью разобрали пол и выбрались из поезда.
После окончания школы Анна хотела поступать в медицинское училище. Но так получилось, что вместе с сестрой пришла работать на железную дорогу. В 1959 году устроилась монтером пути в Путевую машинную станцию № 78 на станции Орша. Сильный характер и умение преодолевать трудности помогли 17-летней девушке справиться со сложностями профессии, где требовалась порой настоящая мужская сила.
– Специальные механизмы и техника для поднятия, выправки и рихтовки пути появились на предприятии гораздо позже, поэтому приходилось все делать вручную. Использовали обычный ломик и другие приспособления, – рассказывает железнодорожница. – Конечно, работа путейца не из легких, но я не жалею. Мне нравился этот образ жизни, когда мы колонной перемещались по стране и помогали там, где необходимо. Каждый сезон – новый переезд. Так вот и исколесила всю Беларусь – от Бреста до Городка.
В 1974-м Анну перевели в Оршанскую дистанцию пути, а в 1977-м назначили бригадиром по очистке стрелок. В 1984 году она заочно окончила брестский отраслевой техникум.
– И в мороз, и в зной, и в дождь мы работали на совесть, обеспечивая безопасность движения поездов. Это сегодня в распоряжении путейцев современная техника. В послевоенные годы о ней можно было только мечтать, – вспоминает собеседница. – Стрелки переводили вручную, переезды еще не имели автоматических шлагбаумов… Женщины использовали тяжелый инструмент каждый день!
К слову, ПМС № 78 памятна для Анны Харитоновны еще и тем, что здесь она встретила будущего супруга Анатолия. Вместе они прожили полвека. Анатолий Афанасьевич Кутеба трудился на предприятии в механическом цехе, позже перешел в локомотивное депо, где почти двадцать лет был машинистом. В трудовых книжках ветеранов дороги много записей о поощрениях и благодарностях, в том числе от руководства отделения. К сожалению, Анатолий Афанасьевич уже давно ушел из жизни. Сегодня надежной опорой для женщины являются ее родные – два сына, четверо внуков и один правнук. Некоторые продолжили железнодорожную династию. Так, сыновья Сергей и Вячеслав работают в ПМС Орша РУП «Ремпуть Белорусской железной дороги». Выбор в пользу магистрали сделали и невестки.
Анна Кутеба всегда занимала активную жизненную позицию: много времени уделяла общественной работе, была членом компартии, профгрупоргом. На заслуженном отдыхе железнодорожница много времени проводит на даче, где выращивает цветы – особенно Анну Харитоновну восхищают розы. А любимец всей семьи кот Кузя, несмотря на независимый «британский» характер, всегда рядом с заботливой хозяйкой.
– Многое было в моей жизни и хорошего, и грустного. Но мне везло на доброжелательных друзей, коллег. Их поддержка, их верное плечо всегда выручали в сложных ситуациях, – завершила Анна Кутеба.
Юлия СТАРАВОЙТОВА