На творческой волне
В трудовых книжках Анатолия Швадовича и Петра Гецмана всего одна запись. Осенью 1982 года после службы в армии герои публикации устроились в локомотивное депо Минск. С тех пор уже 39 лет они работают на этом предприятии.
Их профессиональное направление не совсем обычное для магистрали. Оно касается художественно-оформительской деятельности, ведь оба окончили профильное училище.
– Казалось бы, что здесь делать творческим людям? – рассуждает Петр Гецман. – Однако такие специалисты востребованы. Мы готовим стенды для предприятия, оформляем музей депо, делаем макеты, разрабатываем варианты покраски тепловозов. А еще среди наших обязанностей – нанесение инвентарных номеров на здания и восстановление номеров на местах для сиденья в поездах, создание и установка знаков по охране труда и безопасности на территории депо и многое другое.
Их должность звучит так: «рабочий по комплексному ремонту зданий и сооружений». Поэтому реставрация объектов в детском оздоровительном лагере имени Гастелло и на Детской железной дороге также среди ежегодных задач. Однако много лет назад молодые люди устраивались в депо именно художниками-оформителями.
– Дел тогда хватало. А у нас, бравых парней, только вернувшихся из армии, энтузиазма было хоть отбавляй! – вспоминает Анатолий Георгиевич. – Первое поручение – оформить музей локомотивного депо Минск, причем за короткий срок. Он уже существовал, но нуждался в преобразовании.
И мы, по сути, создали новый проект: перенесли экспозицию с первого на второй этаж, использовали более качественные материалы, переделали некоторые стенды, макеты…
– Работали даже по выходным, – добавляет Петр Викентьевич. – И успели вовремя!
Через несколько десятилетий Петру Гецману и Анатолию Швадовичу снова пришлось реставрировать музей, осовременивать его. На этот раз использовали не только доски, фанеру и краски, но и пластик. Железнодорожники собрали много новой информации о депо и людях, судьбы которых связаны с предприятием, дополнили стенды. Более того, к каждому экспонату составили пояснительный текст – чтобы ходить по залу без экскурсовода. Также создали новые макеты, инсталляции, которые можно увидеть и сегодня.
Кроме обновления музея локомотивного депо железнодорожники помогали с оформлением комнат боевой славы Минского вагонного депо, столичной дистанции гражданских сооружений, станций Негорелое, Беларусь и Лепель. Также они имеют непосредственное отношение к оформлению музея Минского отделения. Создавать стенды, как уточняют собеседники, нужно было не только для музея, но и непосредственно для подразделений депо, для каждого цеха в отдельности. Здесь можно ознакомиться не только с производственной информацией, но и увидеть фото лучших тружеников. Всегда есть работа накануне праздников, например, ко Дню железнодорожника.
– Раньше было сложнее, – комментирует Петр Викентьевич. – Тогда чертили от руки: старались правильно рассчитать размер стенда, шрифта и отдельных блоков, чтобы разместить там необходимый материал. А потом пером и тушью очень аккуратно писали. Главное – не оставить помарок. Сейчас оформителям помогают новые технологии. Процесс стал проще, наглядность – ярче, изображение – четче.
В числе значимых достижений железнодорожники считают цветовое оформление тепловозов ТЭП60 и ЧС4. Эта авторская разработка в свое время стала единственной от предприятий отрасли, которую одобрили в Управлении магистрали и в итоге реализовали.
– В советское время эти локомотивы были бордовыми, а мы предложили сделать их бордово-зелеными, – уточняет Анатолий Швадович. – Мы сами мелом наносили на них разметку. Кроме того, придумывали трафареты для именных названий тепловозов.
Еще одно направление работы – Доска почета. Десятилетия назад ее на предприятии не было. Такую функцию выполняла аллея со стелами на входе в депо, где размещали фотографии лучших по профессии. Эту экспозицию также создавали Швадович и Гецман. Затем они сделали Доску почета, которая прослужила около 8 лет. На смену ей пришла новая. Она и сегодня находится внутри здания, прославляя заслуги деповчан.
Железнодорожники многое делают для ветеранской организации предприятия – начиная от художественной подписи праздничных открыток и заканчивая оформлением выставок, конкурсных работ.
– Если за дело берутся Анатолий Георгиевич и Петр Викентьевич, можно быть уверенными: все будет красиво, четко и в срок, – отметила председатель совета ветеранов локомотивного депо Минск Евгения Лапицкая.
В творческом архиве этих работников собрано немало интересных историй, когда выполнение заданий сопровождалось бессонными ночами.
– А помнишь, как мы в срочном порядке делали макет тепловоза? – спрашивает Петр Викентьевич коллегу. – К первомайской демонстрации понадобились символы ведущих организаций Октябрьского района, в том числе железнодорожных. Пластика у нас не было. Но выход нашли. Из сырой древесины вручную вырезали макет и сразу же покрасили. Изделие высохло, и наша композиция деформировалась. Правда, позже… Главное, что успели в срок и достойно представили нашу железную дорогу на празднике!
– Да, трудились много, – подтверждает Анатолий Швадович. – Не обращали внимание на время, на усталость… Всегда хотелось создавать настроение окружающим, показать, что мы многое знаем и умеем. Так что даже на магистрали без творчества никак не обойтись!
Анастасия ЛАРИНА