Маршруты разные, дорога – одна
«Хорошее знание техники и должностных инструкций, а также внимательность, собранность, умение быстро принимать решения в нестандартных ситуациях – это далеко не полный перечень того, что помогает стать машинистом высокого класса», – считает Игорь Максименко из локомотивного депо Минск.
Игорь Иванович в профессии свыше трех десятков лет, из них последние 11 в качестве машиниста-инструктора успешно делится опытом с локомотивными бригадами. Главный совет, который он в первую очередь дает молодежи: «Надо любить то, чем занимаешься. Все начинается с желания, стремления, заинтересованности. А постоянное самосовершенствование и трудолюбие придают уверенность последующим шагам».
Игорь Максименко гордится работой, которой посвятил долгие годы, рад, что воспитал не одно поколение машинистов и их помощников. С ностальгией вспоминает свои рейсы, когда стоял за правым крылом локомотива. Собеседник отмечает, что романтика дальних странствий очаровывает до сих пор…
Мечта водить поезда у Игоря Ивановича появилась еще в детстве. В родных Поставах, что на Витебщине, герой публикации жил рядом с железнодорожной станцией. Он часто проводил там время после школы: в радость для мальчика было наблюдать за поездами, при возможности общался с машинистами, с большим интересом расспрашивал их о технике и профессии. Нравилось ему и в гостях у дяди-железнодорожника, который трудился дежурным по станции Глубокое. А еще событием для школьника были поездки на поезде с мамой в Вильнюс, откуда они всегда возвращались с вкусными покупками…
Когда пришло время, парень исполнил заветное желание. На помощника машиниста он учился в политехническом техникуме в городе Волхове – крупном железнодорожном узле в Ленинградской области. Азы профессии постигал с легкостью, особенно давались спецпредметы. «На малой родине у меня была своя «школа машинистов», поэтому, когда поступил, что-то уже знал», – говорит с улыбкой Игорь Иванович. Новое он осваивал со старанием и прилежно.
Основательный подход отличал молодого человека и на первом рабочем месте. В 1988-м он пришел на практику в оборотное депо Крулевщизна локомотивного депо Полоцк, куда после окончания техникума устроился помощником машиниста. Уже в следующем году Игорь Максименко ушел в армию, где получил права машиниста тепловоза – служил в железнодорожной роте.
Вернувшись на родину, подтвердил права машиниста и вскоре встал за правое крыло локомотива. В оборотном депо Крулевщизна трудился еще около 15 лет. А в 2004 году железнодорожник решил поменять место жительства – переехал в Минск. Но остался верен профессии и устроился в столичное локомотивное депо. Недолго работал машинистом тепловоза в маневровом движении, затем – в пассажирском. Маршруты были разные – и по стране, и за ее пределами. За безупречное выполнение должностных обязанностей Игорь Иванович был отмечен нагрудным знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
В 2010-м Игорь Максименко стал машинистом-инструктором локомотивных бригад. С тех пор передача знаний в числе его основных задач, с которой он тоже справляется отлично. Это подтверждают не только коллеги, но и высокая оценка руководства. В числе последних отраслевых наград Игоря Ивановича – знак «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени. Сегодня мой собеседник отвечает за профессиональную подготовку 37 локомотивных бригад, которые работают в разных видах движения – маневровом и пассажирском. Рациональное вождение при безусловном выполнении графика, правила технического обслуживания локомотивов и их эксплуатация, соблюдение требований охраны труда, действия в аварийных и нестандартных ситуациях – при обучении машинистов и их помощников Игорь Иванович на многое обращает внимание. Он учит железнодорожников исполнительности, добросовестности.
– Поездная ситуация постоянно меняется, поэтому нужно уметь быстро ее оценить и грамотно реагировать, быть бдительным, стрессоустойчивым. В свою очередь, для машиниста-инструктора важно иметь не только хорошие знания. Нужно быть коммуникабельным, уметь донести информацию, а также найти общий язык с людьми, – продолжает железнодорожник, который обладает этими качествами сполна.
В числе хобби Игоря Максименко – бассейн и путешествия. Нравится ему и готовить. В кулинарном «арсенале» железнодорожника есть и фирменные рецепты – к примеру, узбекский плов, секреты приготовления которого он узнал еще от армейского товарища.
Кстати, свой день рождения Игорь Максименко отмечает в декабре. И хоть снежная зима ему нравится, признается, что по душе все-таки больше цветущий май, когда природа оживает и преображается. Это хорошее время, чтобы отдохнуть на рыбалке. Для такого отдыха железнодорожник предпочитает выезжать на малую родину – в озерный Поставский край. Есть у Игоря Ивановича и еще одна традиция – встречаться с родными на Рождество, 25 декабря. Не стал исключением и минувший год.
Екатерина ОСОВСКАЯ