«Важно знать, что ты нужен…»
Что такое чувство долга, ответственность и честность во всем, что делаешь, почетный железнодорожник Леонид Тупик знает хорошо.
Цех № 8 Осиповичской дистанции сигнализации и связи, который он долгое время возглавлял как старший электромеханик, не только в срок выполнял запланированные ремонтные и строительно-монтажные работы, но и на высоком уровне обеспечивал безопасность движения поездов на вверенном участке магистрали (от Слуцка до Солигорска, включая остановочный пункт Глядки, станции Калий-1, Калий-3, Калий-4 и 10 переездов на прилегающих перегонах).
– Мой стаж – 43 года 2 месяца и 28 дней. Как пришел в 1973 году в Осиповичскую дистанцию, так и ушел отсюда на пенсию в 2016-м, – делится ветеран. – Родился я в деревне Доросино Любанского района. В семье было четверо детей. Отец – председатель колхоза, фронтовик. Он был на работе буквально с утра до ночи и своим примером научил меня трудолюбию, ответственному отношению к делу и людям. Формулу «Если не я, то кто?» усвоил с детства.
После школы в 1968-м парень поступил в брестский отраслевой техникум на специальность «автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». Будущую профессию выбирали всей семьей. «Развитие автоматики только начиналось – посчитали, что это перспективно и интересно», – вспоминает Леонид Иванович. Впоследствии он ни разу не пожалел о таком решении. Производственную практику проходил в Минской дистанции сигнализации и связи, а затем по распределению был направлен поближе к дому – в Осиповичи.
– Первые практические уроки по обслуживанию устройств СЦБ получил от заместителя начальника дистанции Инны Соколовской и старшего электромеханика цеха Владимира Казюка, – продолжает ветеран. – Как раз началась реконструкция всех устройств СЦБ, ключевая зависимость менялась на маршрутно-релейную централизацию. За время работы в строительной группе я побывал на каждой станции в зоне ответственности дистанции. Был знаком со всеми механиками участков до Жлобина, Могилева, Солигорска, Гродзянки, Верейцов. И у каждого чему-то учился. Через три года знал про блочную маршрутно-релейную централизацию практически все. Это было одним из самых масштабных внедрений. Решался проблемный вопрос – содержание рельсовых цепей в условиях засоленности балласта. К нам с новыми идеями и разработками приезжали сотрудники БИИЖТа, МИИТа, но практические решения возлагались на электромехаников.
И сегодня Леонид Иванович досконально помнит, как при его участии велось строительство систем контроля свободности горловин, импульсной автоблокировки на участке Бобруйск – Жлобин, электрической централизации на станциях Бобруйск, Березина, Солигорск, Калий-1, Калий-3, Калий-4. Вместе с подчиненными и коллегами из других цехов участвовал в пуске микропроцессорной централизации (МПЦ) ESA 11-BC, автоблокировки ABE-1-BC на ряде станций и перегонов электрифицированного участка магистрали Осиповичи – Жлобин. Ветеран уверен: хотя теория и практика идут рядом, но в реальности порой можно сделать то, что наука исключает. Да и просчитать на перспективу все нюансы работы устройств тоже нельзя. Поэтому и «обкатывали» их в полевых условиях под контролем специалистов Осиповичской дистанции сигнализации и связи.
– Многое пришлось узнать, изучить. Так, впервые на станции Глядки применили рельсовые цепи с частотной модуляцией сигнала, а на станции Калий-3 – рельсовые цепи с усилителями на релейных концах. Сделали это в начале 80-х. Нововведение обеспечило более устойчивую работу устройств, снизило энергоемкость рельсовой цепи в десятки раз, – рассказывает Леонид Иванович. – Также впервые мы разделили рельсовые цепи на отрезки до 200 метров вместо 1000. Это большая работа, которую провел наш цех из 12 высококлассных специалистов с правильным отношением к делу. Солигорско-Калийный железнодорожный узел был своего рода научным полигоном. Все новшества проходили обкатку у нас, а потом уже расходились по дистанции.
Казалось бы, такая самоотдача не могла не сказаться на личной жизни. Но с супругой Леонид Иванович, что называется, на одной волне. Окончили, хоть и в разные годы, брестский отраслевой техникум по одной и той же специальности. Были знакомы еще студентами, но настоящее общение началось, когда Зоя Николаевна стала дежурным электромехаником поста ЭЦ в Могилеве, а Лео-
нид Иванович трудился на аналогичной должности в Осиповичах. Многие служебные вопросы решали по телефону, общались и постепенно сблизились. После свадьбы, в 1976-м, семья переехала в город горняков. Супруги продолжили работать на магистрали. Она – в КИПе станции Солигорск, он – электромехаником в дистанции сигнализации и связи, а в 1982-м возглавил цех № 8.
– Жена прекрасно понимала суть моей работы. Ночные вызовы были в порядке вещей. Мы же территориально находились в Солигорске и знали, что в случае неполадок из Осиповичей (а это 130 км) к нам нескоро приедут. Поэтому возникающие вопросы решали сами. Это наложило отпечаток и на коллектив, старались все делать хорошо, ведь если что-то не доработал днем, придется исправлять ночью, – вспоминает Леонид Тупик. – Именно коллективная ответственность давала хороший результат. Без лишней скромности скажу, что репутация шла впереди нас и все знали: если на объект приехал цех № 8, значит, работа будет выполнена на отлично.
Такое отношение к делу не осталось незамеченным. Леонид Тупик не только имеет знак «Почетный железнодорожник», но и орден «Знак Почета». Кроме того, в 2015-м он стал лауреатом дорожной премии имени машиниста Владимира Яцкевича. Можно смело сказать, что достижения Леонида Ивановича – во многом заслуга всего коллектива цеха № 8 и, конечно, верной спутницы жизни Зои Николаевны. В минувшем году семья железнодорожников отметила 45-летие совместной жизни. Праздник в честь «сапфировой свадьбы» был ярким и запоминающимся. Поздравляли дети, внуки, друзья, коллеги. Сегодня у них будет еще один повод для добрых слов: 19 января Леонид Иванович отмечает 70-летие.
– Всех пригласил и очень жду в гости, – улыбается ветеран. – Даже на пенсии я все равно на работе. Дорога снится. Ребята и сейчас по любому поводу могут обратиться ко мне за помощью или консультацией. И обращаются, чему я только рад. Регулярно приезжаю в Солигорск. И в День железнодорожника я обязательно здесь! Бывая на станциях Калий-1 или Калий-3, охватывает такое чувство, будто я просто в отпуск отлучился. По мере сил участвую в работе нашего клуба «Почетный железнодорожник» Могилевского отделения. Мы, ветераны, общаемся, строим планы, будто и нет в паспорте этих цифр с датой рождения. Я на работу ходил, как на праздник, чувствовал свою востребованность. Это очень важно – знать, что ты нужен. Значит, живешь не зря. Желаю испытать это чувство и молодым специалистам. Реализуйте себя в профессии!
Елена
ВЕТРОВА