По рельсам истории
В декабре нынешнего года Белорусская железная дорога отметит круглую дату. 160 лет назад были написаны первые строки ее истории: 27 декабря (15-го по старому стилю) 1862 года открылся участок Гродно – Поречье протяженностью 32 км. Он входил в состав Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги и стал первой железнодорожной линией, проложенной по белорусской земле. Значимость этого события нельзя преуменьшить – оно стало поворотным и знаковым не только в истории отечественной магистрали, но и всей страны.
К слову, долгое время точкой отсчета истории Белорусской железной дороги была другая дата – 28 ноября (16-го по старому стилю) 1871 года, когда открыли движение по линии Москва – Брест. К 100-летию этого события наша магистраль даже была удостоена высокой награды – ордена Ленина (Указом № 2357-VIII Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1971 года). Однако, как выяснилось в ходе изучения архивных данных, еще за 9 лет до того, как составы начали курсировать по маршруту Москва – Брест, на белорусских землях уже ходили поезда. И речь не только о Санкт-Петербурго-Варшавской магистрали. К тому времени, например, была построена Динабурго-Витебская железная дорога, многие участки которой также пролегли по территории нашей страны. Поэтому дата 27 декабря 1862 года объективно считается днем рождения Белорусской железной дороги.
…Не зря говорят, что обращаясь к прошлому, неизменно черпаешь силы и вдохновение для будущих свершений. И это действительно так. Нашим современникам остается лишь восхищаться трудолюбием и силой воли предыдущих поколений железнодорожников, которые создавали богатую историю отрасли. О ней мы и будем рассказывать на протяжении всего года в специальной рубрике. Сначала напомним о том, какие магистрали появились на карте Беларуси в XIX столетии и в чем была особенность каждой из них. Расскажем о том, как они развивались, впитывая самые передовые технические разработки. И, конечно, в нашей подборке пойдет речь о людях, которые стали гордостью и славой отрасли. Ведь прежде всего благодаря их труду Белорусская железная дорога сегодня является современным предприятием, которое вносит весомый вклад в экономику страны.
Символично, что 2022-й объявлен в Беларуси Годом исторической памяти. Железнодорожники, как и все, понимают важность бережного отношения к прошлому, свято чтят традиции, заложенные предшественниками. И по праву гордятся историей отрасли, которая неразрывно связана с историей нашей страны. Об этом и многом другом мы также расскажем на страницах газеты. А начинаем путешествие в прошлое с середины XIX века – времени, когда новый вид транспорта завоевывал все большее признание в Российской империи.
…15 февраля 1851 года Николай I издал указ о проведении изысканий для последующей постройки Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги из средств казны. К середине ноября того же года на рассмотрение императора была представлена карта предполагаемой линии. Она должна была пройти через Гатчину, Лугу, Псков, Остров, Двинск, Вильно, Гродно, Белосток. По проекту, ее протяженность составляла 1042 версты. «Карта направления С.-Петербурго-Варшавской железной дороги от г. Гродно до г. Вильно» длиной 136 верст включала две станции 1-го класса (Гродно и Вильно) и шесть 2-го класса (около населенных пунктов Собольцы, Шкляры, Менчигиры, Малюки, Новоселки и между Гуделками и Цветниками). Минимальное расстояние между предполагаемыми станциями составляло 17 верст, максимальное – 21.
Строительство дороги началось в 1852 году. 1 марта вышел циркуляр Виленского, Гродненского, Минского и Ковенского генерал-губернатора, генерал-адъютанта, генерал-майора Ильи Бибикова под № 5 «О сооружении С.-Петербурго-Варшавской железной дороги». Строительные работы финансировались государством и первое время шли довольно успешно. В проектировании участвовали специалисты, которые прошли подготовку в Санкт-Петербургском институте корпуса инженеров путей сообщения.
Земляное полотно и искусственные сооружения возводились под два пути, однако верхнее строение – только под один. Участок от Вильно до Гродно поделили на четыре части, две из которых проходили непосредственно по территории Беларуси: от реки Пересути до деревни Поречье и от Поречья до Гродно. В перечень обязательных построек для станции 2-го класса должны были входить: пассажирский дом, локомотивное здание с мастерскими, два дровяных сарая, вагонный сарай, водокачка, дом для чиновников, казарма для мастеровых и станционной прислуги, дом для кондукторов и машинистов, а также пакгауз.
На средства казны успели построить участок от столицы империи до Гатчины (42 км) и разработали проект линии от Санкт-Петербурга до Пскова. Со стороны Варшавы был сооружен железнодорожный мост через Вислу. Продолжению работ помешали военные действия в Крыму (1853 год), казна начала испытывать нехватку средств. После окончания войны руководство осознало, что развитие транспортной инфраструктуры должно стать приоритетом государства (особенно учитывая размеры империи). Еще один вывод: средствами казны строить железные дороги невозможно. Поэтому 10 октября 1856 года состоялось экстренное заседание Комитета министров, в результате чего было принято решение привлечь для возведения железных дорог иностранные капиталы.
В следующем году строительство Санкт-Петербурго-Варшавской магистрали передали Главному обществу российских железных дорог. Работы на этой дороге вскоре возобновились.
Уже в октябре 1862 года, как свидетельствуют архивные документы, эта магистраль была практически готова к эксплуатации по всей ее линии. 20 октября главный инспектор частных железных дорог Андрей Дельвиг в рапорте на имя и. о. Главного управляющего путями сообщений и публичных зданий Павла Мельникова сообщал, что работы на участке от Ландварова до Варшавы находятся в таком состоянии, что он может быть открыт «в непродолжительном времени для постоянного движения».
15 декабря (по старому стилю) с введением в эксплуатацию этого участка состоялось официальное открытие сквозного движения по всей линии. В состав новой дороги вошли 63 станции и 3 полустанка.
Уже по итогам первого года работы стал очевиден неплохой экономический эффект магистрали. За 1863-й перевезли 1 254 207 пассажиров, вес грузов составил 18 240 733 пуда. Доход – 5 921 220 руб. 16 коп, расход – 4 312 010 руб. 42 копейки. Интересно, что первое время основная прибыль приходилась на пассажирские перевозки – до 66% от всех доходов.
Первоначально на Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороге работали около 100 локомотивов французского, немецкого и английского производства. С 1870 года сюда начали поступать российские паровозы Коломенского и Путиловского заводов. Товарные развивали скорость до 40 – 45 км/ч. Вагонный парк тогда также был западноевропейский – двухосные вагоны с четырьмя упругими буферами и центральной винтовой упругой сцепкой. Телеграф дороги строили одновременно с самой магистралью. На станциях были установлены аппараты Морзе. Отметим, что магистраль сыграла огромную роль в процессе создания правил сигнализации на железных дорогах России. Именно для нее разработали «Положение о сигналах», изданное Главным обществом российских железных дорог. Впоследствии оно легло в основу «Положения о сигналах на железных дорогах», утвержденного в 1873 году.
В 1880-е гг. через станции Поречье и Гродно ежедневно проходили по 10 поездов в обоих направлениях. Согласно отчету о работе дороги за 1890 год, от Поречья до Гродно перевезли 62 808 пассажиров. Интересно, что большинство из тех, которые прибывали на станцию Поречье, направлялись далее в Друскеники (современный Друскенинкай) на лечение минеральными водами. Некоторое время даже поднимался вопрос о строительстве железнодорожной ветви до курорта. Но в XIX столетии ее не возвели. Подъездной путь появился лишь в начале следующего века.
В январе 1894 года Санкт-Петербурго-Варшавскую магистраль у Главного общества российских железных дорог выкупило государство. В 1906-м дорога стала на всем протяжении двухпутной. С 1 января 1907-го она вошла в состав Северо-Западных магистралей. Вот что говорилось в Историческом очерке сооружения и эксплуатации Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги в год ее 50-летия: «Исполнившееся 15 декабря 1912 г. первое пятидесятилетие со времени полного открытия дороги… является одним из выдающихся событий нашей железнодорожной истории не только по значению этой дороги для обслуживаемого ею района, но и для всей, вообще, нашей сети».
В следующей публикации продолжим рассказ о первых железных дорогах на территории Беларуси.
Подготовил
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ