«Моя жизнь – железная дорога»
Ветеран Белорусской магистрали Нина Козел 2 февраля отметит 90-летие. Более 46 лет она проработала на станции Минск-Северный, где прошла путь от практиканта весовщика до старшего приемосдатчика груза и багажа. И, как сама признается, железная дорога стала ее судьбой.
Жизнь преподнесла Нине Константиновне немало испытаний. Родилась она в деревне Синча Пуховичского района Минской области. «Отец и мать работали в колхозе и для нас, пятерых дочерей, были примером трудолюбия и честности, – рассказывает железнодорожница. – Старшие помогали родителям в поле, пасли корову, а также нянчили младших сестер. Во многом благодаря такому воспитанию и сложилась жизнь у каждой из нас».
Перед началом Великой Отечественной Нина успела окончить только первый класс, но о годах военного лихолетья и сейчас вспоминает с болью.
– Фашисты совершали карательные операции в районе и в один из холодных мартовских дней 1943-го нагрянули в нашу деревню. Согнали в пустующие хаты местных жителей и держали там всю ночь. Утром мужчин, в том числе и моего отца, посадили в повозки, туда же погрузили крестьянское добро и отправили в сторону Пуховичей. А постройки с остальными людьми подожгли. Только чудом нам удалось выбраться из огня, – рассказывает Нина Константиновна. – Дорога была одна – в лес. Чуть позже встретились с отцом, который сбежал от карателей. Пришли в партизанский отряд имени Щорса. Чтобы как-то обустроить быт, бойцы привезли в лагерь мельницу из ближайшей деревни. Отец, как машинист паровых машин, помогал ее налаживать, а я, будучи связной, рискуя жизнью, доставляла в лес разные детали, которые мне передавали на рынке в Марьиной Горке.
После войны девушка окончила местную семилетку и уехала в столицу. Пришла на станцию Минск-Северный практикантом весовщика. Вскоре Нину направили на учебу в Смоленскую дортехшколу, где лекции читал в том числе и Гавриил Котяш – в то время начальник Западной магистрали (с 1951 года руководитель Минской, а с 1953-го – Белорусской железной дороги). С отличием окончив дортехшколу, девушка вернулась на станцию Минск-Северный, став старшим весовщиком.
Работать приходилось много. На погрузке и выгрузке смены составляли по 12 часов. Особенно напряженно было осенью, когда шли вагоны с зерном, велась заготовка картофеля и другой сельхозпродукции. В этот период были построены подъездные пути к кирпичному заводу № 2, мелькомбинату, базе цветных металлов, хлебозаводу № 1, а также возводимым радиаторному заводу и заводу железобетонных изделий. Несмотря на загруженность, Нина Константиновна окончила вечернюю школу и поступила в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Произошли перемены и в личной жизни – девушка встретила своего будущего мужа. Интересно, что знакомство молодых людей состоялось на улице Машинистов. Чем не знак судьбы?
– Я тогда проживала у своего дяди, а Геннадий приходил в соседний дом к сестре, – вспоминает собеседница. – Так судьбы наши пересеклись на долгих 42 года. Жить стали под Минском, в деревне Тресковщина. Построили дом, завели хозяйство. А вот учебу я решила оставить.
Шли годы, в семье подросли трое сыновей – Сергей, Николай и Андрей. Все, как и отец Геннадий Александрович, стали водителями. Нина Константиновна трудилась старшим весовщиком, потом приемосдатчиком груза и багажа. Работу знала хорошо и даже победила в дорожном конкурсе профессионального мастерства. В 1985 году получила знак «Ударник XI пятилетки». Была также общественным инспектором по безопасности движения поездов, отмечалась Благодарностью и премией.
В 1985 – 1986 годах на Белорусской железной дороге провели известный экономический эксперимент по повышению производительности труда. Коснулся он и станции Минск-Северный. После сокращения должности заведующего грузовым двором эти обязанности возложили на Нину Козел, как опытного старшего приемосдатчика. Дел прибавилось, но железнодорожница с ними справлялась. И при этом не оставалась в стороне от общественной жизни: избиралась секретарем комсомольской организации, членом профсоюзного комитета станции, была редактором стенгазеты. А со временем возглавила ветеранскую организацию станции. Много внимания уделяла передаче опыта молодому поколению, решала проблемы пенсионеров.
Ветеранскому движению Нина Козел отдала более тридцати лет. Была членом узлового совета, продолжительное время являлась заместителем председателя совета ветеранов Минского отделения. Неоднократно выезжала в Молодечно и Оршу на отчетно-выборные конференции и всегда спешила навестить пенсионеров на дому. За активный и многолетний труд удостоена звания «Почетный ветеран» Белорусского общественного объединения ветеранов. Уже будучи в почтенном возрасте и отойдя от активной общественной деятельности, Нина Константиновна продолжает поддерживать добрые отношения с ветеранами, интересуется жизнью магистрали. «Моя жизнь – железная дорога», – говорит она.
У собеседницы большая и дружная семья. К сожалению, в прошлом году случилось большое горе – ушел из жизни младший сын Андрей. «Сегодня у меня семеро взрослых внуков, есть и правнуки, с которыми провожу много времени. Я очень благодарна своим родным за то внимание и поддержку, которую они мне оказывают. И оглядываясь на прожитые годы, хочу сказать, что в моей жизни было немало хорошего. Довольна тем, что довелось работать со многими замечательными людьми», – подытоживает Нина Козел.
Станислав САВЧЕНКОВ