Декабрь
Ср
11
2024

Укреплять позиции, умножать достижения

День белорусской науки – особенный праздник. Это всегда хороший повод отметить наиболее важные моменты на пути научного поиска, отдать должное тем коллективам и людям, которые вносят своим трудом значимый вклад в социально-экономический потенциал страны. Нам есть чем гордиться. Многие отечественные проекты решают актуальные научные задачи транспортного и строительного комплексов, а также различных направлений прикладной и фундаментальной науки. Остановлюсь лишь на самых главных наших достижениях.

Соединять новые научные исследования с производством – одно из приоритетных направлений деятельности ученых БелГУТа. По заказу предприятий и организаций Республики Беларусь ежегодно выполняется около 1000 научно-исследовательских и инженерных работ.
БелГУТ аккредитован как Орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг по результатам 2021-го. В текущем году продолжена работа по подтверждению соответствия с такими всемирно известными производителями железнодорожной продукции, как Stadler, СRRC, Faiveley Transport, Knorr-Bremse, Alstom, Siemens и другими. По итогам года выдано 82 сертификата соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза, из них 67 – иностранным заявителям.
Наш Испытательный центр железнодорожного транспорта аккредитован на осуществление работ по испытаниям объектов. В его составе имеется стендовый полигон с современным оборудованием, позволяющим проводить все виды стендовых испытаний. Знаковыми объектами, проверенными в БелГУТе и получившими сертификаты соответствия, являются электропоезда Stadler, которые закупаются Белорусской железной дорогой, пассажирские и грузовые вагоны производства как предприятий Беларуси, так и России, Украины, Узбекистана, Литвы и ряда других государств.
Подписано соглашение о намерениях по созданию совместной испытательной лаборатории с Ташкентским государственным университетом транспорта. Проведена процедура расширения области аккредитации ИЦ ЖТ в части испытаний электрооборудования (создается арендная площадка в г. Крайова (Румыния) для проверки работы высоковольтного оборудования).
В 2021-м отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава» провела техническое диагностирование с целью продления срока службы 239 пассажирских, 269 грузовых вагонов для Белорусской железной дороги и промышленных предприятий, а также 52 вагонов метрополитена.
В июле минувшего года университет получил свидетельство Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества на право проведения работ по техническому диагностированию локомотивов с целью продления назначенного срока службы. Таким образом, наш университет является единственной организацией на территории Республики Беларусь, имеющей право выполнять данные работы на пространстве СНГ, стран Балтии и Грузии.
БелГУТ разработал инновационное программное обеспечение для предприятий транспортного комплекса, более 100 нормативных документов в области безопасности пассажирских и грузовых перевозок, охраны труда, экономики и тарифов, технологии работы предприятий и подразделений, содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры и многое другое.
Сотрудники университета участвуют в выполнении программ Президента Республики Беларусь, распоряжений премьер-министра, распоряжений областного и городского исполнительных комитетов в составе специальных рабочих групп по проведению обследований объектов образования, здравоохранения, сельскохозяйственных, социального назначения и других.
Разработан, утвержден и принят в действие межгосударственный стандарт (ГОСТ) «Вагоны-хопперы открытые колеи 1520 мм для сыпучих грузов. Общие технические условия». Разработчик стандарта – кандидат технических наук, доцент Степан Васильев – отмечен Благодарностью председателя межгосударственного технического комитета по стандартизации.
В 2021 году БелГУТом выполнялось около 200 зарубежных контрактов с предприятиями и организациями Китая, Франции, Узбекистана, России, Эстонии, Швейцарии, Украины, Чехии, Литвы, Казахстана, Словакии.
На кафедре «Строительная механика» реализуется проект «Нестационарная динамика и колебания тонкостенных элементов конструкций с учетом температурных воздействий и связи с деформируемыми основаниями», финансируемый Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований (БРФФИ) в рамках сотрудничества с Российским фондом фундаментальных исследований. Молодыми учеными осуществлен проект «Статистические и динамические задачи взаимодействия твердых тел и трехслойных пластин с упругими основаниями при учете адгезионных и сдвиговых свойств». А на кафедре «Локомотивы» выполняется проект, финансируемый БРФФИ, который направлен на разработку комплекса технических и технологических решений для повышения надежности электроснабжения рельсового транспорта.
По Государственной программе научных исследований (ГПНИ) «Материаловедение, новые материалы и технологии» по двум заданиям разработаны научные основы формирования градиентных покрытий барьерного действия на основе комбинированных органических матриц, модифицированных неорганическими наполнителями, и методика определения прочности адгезии полимеров с керамикой и другими неорганическими материалами.
По ГПНИ «Механика, металлургия, диагностика в машиностроении» разработаны математические и компьютерные модели транспортных средств, учитывающих особенности их движения и изменение геометрических параметров металлоконструкций в течение длительного срока эксплуатации. По ГПНИ «Конвергенция-2025» разработаны механико-математические модели упругого деформирования трехслойных круговых пластин со сжимаемым заполнителем.
В университете издается три ежегодных международных сборника научных трудов «Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности)», «Механика. Исследования и инновация», «Проблемы перспективного развития железнодорожных станций и узлов» и научно-практический журнал «Вестник Белорусского государственного университета транспорта. Наука и транспорт», включенных в перечень научных изданий ВАК Беларуси.
Достижения ученых университета удостаиваются высокой оценки.
В 2021 году грант Президента Республики Беларусь в области науки получил доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой «Строительная механика» Эдуард Старовойтов, а стипендии Президента молодые ученые – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Строительные технологии и конструкции» Юлия Шафиева и кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Архитектура и строительство» Анжелика Евстратенко.
Лауреатом премии Гомельского областного исполнительного комитета талантливым молодым ученым за 2021 год стала доцент кафедры «Строительная механика» кандидат физико-математических наук Анастасия Козел.
А наша задача остается неизменной – укреплять свои позиции, умножать наши достижения на поприще науки.

Александр ЕРОФЕЕВ, проректор по научной работе, кандидат технических наук, доцент

Яндекс.Метрика