Мост – как новый
Капитальный ремонт железнодорожного моста – одного из старейших в Беларуси – выполнили работники СМП-169 ОАО «Дорстроймонтажтрест».
Объект расположен на 142-м километре перегона Гродно – Лососно и пролегает через реку Неман – одну из крупнейших в стране. Новую жизнь за свою долгую историю он обретал несколько раз. В начале Первой мировой войны мост взорвали, но достаточно быстро построили на этом же месте деревянный и восстановили движение поездов. Осенью 1920-го железнодорожный объект был уничтожен второй раз вместе с проходившим по нему бронепоездом.
Со временем его вновь отстроили, усилив конструкцию. В первые годы Великой Отечественной мост снова был разрушен. Его восстанавливали немецко-фашистские захватчики, чтобы обеспечить сквозное движение военных эшелонов, а в 1944-м взорвали при отступлении. Полностью сооружение отстроили спустя два года.
Сегодня это один из старейших и единственный железнодорожный мост в Гродно. Он имеет протяженность более 200 метров и относится к категории больших. Путь на мосту и подходах к нему имеет две колеи – широкую (1520 мм) и узкую (1435 мм). Ежедневно здесь следует несколько десятков грузовых и пассажирских поездов.
За прошедшие годы назрела необходимость в обновлении моста. В связи с этим было принято решение провести капитальный ремонт одного из стратегически важных объектов не только Барановичского отделения, но и Белорусской магистрали в целом.
Капитальное обновление специалисты генподрядной организации СМП-169 ОАО «Дорстроймонтажтрест» проводили в две очереди. Первоначально строительные бригады отремонтировали опорные узлы пролетного строения, усилили его поддомкратные балки, провели пескоструйную очистку и окраску заменяемых элементов, а также сделали гидроизоляцию крайних опор моста, усилили монолитными поясами (обоймами) несколько устоев и промежуточных опор. Кроме того, была выполнена цементация тела устоев моста. Стоит отметить, что один из них (со стороны станции Гродно) сохранил свой первозданный исторический облик, имеет гранитную облицовку.
Это однопутное металлическое трехпролетное сооружение было построено в 1862 году для линии Санкт-Петербург – Варшава.
В рамках второй очереди работники генподрядной организации капитально отремонтировали проезжую часть металлических пролетных строений: заменили верхние горизонтальные листы продольных балок, их поперечные связи и фасонки крепления. Также приобрели новый облик служебные проходы (там появились консоли и перильное ограждение) и пролетные строения.специалисты осуществили переустройство коммуникаций, проложенных по мосту.
– Объем работ в ходе капитального ремонта сооружения оказался весьма значительным, – отмечает заместитель начальника отдела № 1 – государственный строительный инспектор специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Василий Вишневский (данная организация осуществляла государственный строительный надзор на железнодорожном объекте). – Провести достаточно сложные операции нужно было, обеспечив выполнение установленного графика движения поездов (пассажирских и грузовых), которых в сутки проходит до 14 пар. Для этого часть работ выполняли в «окна» с закрытием движения на перегоне Гродно – Лососно на основании графиков производства. В общей сложности на капитальное обновление в две очереди их потребовалось более трех десятков продолжительностью от 6 до 48 часов. Ведь процесс шел быстро и слаженно. Акцент делался на качество, ведь от надежности инженерного сооружения зависит безопасность движения поездов. Обновленный железнодорожный мост органически вписался в архитектурно-исторический облик Гродно, исправно прослужит еще не один десяток лет.
В настоящий момент объект находится в режиме временной эксплуатации, ввод в постоянную планируется завершить в текущем месяце.
На Белорусской железной дороге около 4,5 тыс. искусственных сооружений, из которых мостов – 1913 единиц. На 2022-й запланирован капитальный ремонт 42 объектов с вводом в эксплуатацию до конца года 27 (20 мостов и семи труб).