Работать на опережение
Внимательность, доброжелательность и работа на опережение – таково профессиональное кредо машиниста-инструктора локомотивного депо Минск Андрея Кащука. Завтра он отметит 50-летний юбилей, и более половины его жизненного пути связано с Белорусской железной дорогой.
«Ответственный, коммуникабельный, надежный», – так об Андрее Валентиновиче отзываются коллеги. И в этом убеждается каждый, кто общается с этим человеком. Он сразу же располагает к себе открытой улыбкой. Говорит мягко, но лаконично и убедительно. И это вселяет уверенность, придает сил.
Между тем работа Андрея Кащука – не из простых. В его колонне около 80 машинистов и их помощников. Так, бригады локомотивного депо Минск заняты в передаточно-вывозном движении столичного железнодорожного узла. Другие водят специальный самоходный подвижной состав дистанций пути, электроснабжения, СМП, «Белтрансавтоматики» и иных предприятий и подразделений. Чтобы организовать и контролировать весь процесс, необходимы богатый профессиональный опыт и особый талант. За плечами Андрея Кащука – более 25 лет работы на стальной магистрали. Начинал в 1995 году помощником машиниста в локомотивном депо Полоцк. До этого по совету друзей отучился в дортехшколе в Гомеле, успешно сдал экзамен и получил право на управление подвижным составом. Уже в 2000-м стал машинистом, водил тепловозы 2ТЭ10У, 2ТЭ10М и 2М62. Убедившись, что выбрал профессию правильно, поступил на заочное отделение в БелГУТ. В 2006-м получил диплом и вскоре перебрался с семьей в столицу, влился в коллектив локомотивного депо Минск.
– бригады должны оттачивать профессиональное мастерство, быть готовыми оперативно принимать правильные решения даже в нестандартных ситуациях, – объясняет Андрей Кащук. – Поэтому я стараюсь работать на опережение: вместе с машинистами и их помощниками регулярно разбираем сложные вопросы, а при необходимости делаем работу над ошибками.
Передаточно-вывозное движение требует предельной внимательности, ведь это – промежуточное звено между маневровой работой и магистральными перевозками. Локомотивные бригады на тепловозах доставляют группы вагонов из одной части столичного железнодорожного узла в другую. Множество сцепок, остановок и смены направлений. По напряженности процесс сравним с развозом груза по микрорайонам большого города.
– На технических занятиях отрабатываем теорию, а затем закрепляем на практике во время поездок, – рассказывает Андрей Валентинович. – Поэтому мой труд кабинетным никак не назовешь. Так заведено, что машинист-инструктор более половины своего рабочего времени сопровождает локомотивные бригады в поездках, анализирует их действия, указывает на недочеты и помогает в особенно сложных ситуациях.
За прошедшие годы он научился справляться с усталостью, искать внутренние резервы, переключаться и сохранять спокойствие. В этом помогает богатый багаж приобретенных знаний и навыков, а также опыт взаимодействия с большим количеством людей. Возможно, еще одной составляющей его успеха стало умение концентрироваться на текущих задачах, «быть здесь и сейчас». Это правильно, если на работе думаешь о производстве, а дома – о семье. Тогда не растрачиваешь лишнюю энергию, успеваешь после напряженного дня отдохнуть, набраться душевных и физических сил.
Машинист-инструктор всегда был хорошим примером для своих детей, повлиял на выбор их профессионального пути. Сын и дочь Андрея Валентиновича работают в локомотивном хозяйстве Белорусской железной дороги. Андрей Кащук помог также состояться десяткам машинистов и их помощников. Для многих из них труд в передаточно-вывозном движении становится хорошей стартовой площадкой для развития и самосовершенствования, стимулом к дальнейшему обучению, освоению новой техники, продолжению работы в других видах движения.
Руслан АНАНЬЕВ