По коридорам времени
Постоянная историческая экспозиция Музея железной дороги открылась на вокзале Барановичи-Полесские.
В том, что экспозиция будет интересна пассажирам и жителям города, стало понятно еще в сентябре минувшего года. Тогда состоялся пилотный показ, привлекший к себе большое внимание участников и гостей дорожного конкурса музейных экспозиций «Время. События. Люди». Он прошел на вокзале. Сейчас окунуться в историю можно с 8.00 до 11.00 со среды и по воскресенье.
…Когда-то в этой части второго этажа вокзала Барановичи-Полесские был зал ожидания с игровыми автоматами и киосками розничной торговли, а теперь здесь комфортно расположились редкие экспонаты. Они занимают шесть стеклянных павильонов, два из которых – со сквозным проходом. Некоторые выставочные «залы» уже частично заполнены раритетными фотографиями и уникальными архивными документами, макетами вагонов, пишущими машинками и железнодорожными фонарями (в их числе осветительный прибор, применявшийся на станции Поречье в середине XIX века), образцами форменной одежды и не только. Каждый из павильонов – это своеобразный коридор времени, ведь представленные в них предметы использовались не только в разные годы, но даже столетия.
– Полноценной эту экспозицию назвать пока нельзя, так как экспонаты не связаны общей концепцией и архитектурно-художественным решением. Перед вами ее рабочий вариант, – рассказывает младший научный сотрудник Музея железной дороги города Барановичи Наталья Ярош. – В настоящее время мы как раз занимаемся разработкой концепции и поиском своей фишки. Следующий шаг – визуальное оформление, создание нового «лица» исторической экспозиции. И только после этого можно будет приступить к ее «монтажу». Однако для этого нужно выполнить, пожалуй, самую главную задачу – собрать больше выставочных экспонатов. С этого в свое время начинал и первый заведующий нашим музеем Илья Малюгин. Именно его стараниями 14 декабря 1984 года была открыта историческая экспозиция – фундамент барановичского «паноптикума». Каждый год он пополнялся новыми раритетами, которых уже более 8 тыс. единиц, за что нужно сказать большое спасибо Татьяне Руцкой, Юрию Баукову, Наталье Антоневич и Владимиру Сенько. Однако, чтобы детально рассказать и показать, как развивалась Белорусская магистраль на протяжении почти 160 лет, нужно больше аутентичных предметов разных периодов. Нам также интересны архивные документы, старые фотографии, личные вещи железнодорожников, их воспоминания. Ведь мы хотим не просто рассказать о железной дороге на примере Барановичского отделения, а сделать это через людей, которые начинали писать ее летопись и продолжают сейчас. Например, с помощью тематической выставки «Нас объединила магистраль».
Насколько выигрышной может стать личная история, сотрудники музея проверили на дорожном конкурсе «Время. События. Люди». Представив свою экспозицию, посвященную знаменитым железнодорожникам города (с их личными вещами, фотографиями и тематическими предметами), через диалог двух попутчиков, они одержали победу в номинации «Презентация музейной экспозиции». А также стали вторыми в категории «Музей как объект культурного туризма». Соответствующие дипломы заняли почетное место в копилке достижений коллектива, в котором всего четыре человека. Минувший год для них ознаменовался еще одним значимым событием – приобретением нового «дома». Ранее музей находился в здании, расположенном недалеко от вокзала и имеющем статус историко-культурной ценности начала ХХ века. В нем изначально были комнаты отдыха паровозных бригад и железнодорожная поликлиника. Теперь рабочие места сотрудников музея, а также его фонды размещены на третьем этаже в левом крыле вокзала Барановичи-Полесские. А непосредственно историческая экспозиция – в зале уровнем ниже. Там же хранится частичка старого музея – деревянный столб с рупором и аккордеон, ставшие ключевыми деталями оригинальной фотозоны.
Если у вас сохранились железнодорожные фонари, форменная одежда, знаки отличия, старинные чемоданы, работники Музея железной дороги города Барановичи с радостью (и безмерной благодарностью) примут их в дар. В статусе музейных экспонатов эти вещи получат вторую жизнь и будут представлены в экспозиции, а имена дарителей внесут в Книгу поступления фондов музея. Сохраним историю вместе!
– Не забудьте и о старинных деревянных чемоданах, – обращает внимание хранитель фонда Валентина Курбеко. – Их в рамках акции «Я дарю музею!» нам передала член ветеранской организации Барановичского отделения Нина Ивановна Губарева. А благодаря жителям города коллекцию музея в минувшем году пополнили железнодорожные пломбы, ремни для багажа, пуговица конца XIX века, кабельный разветвитель, фотографии, денежные знаки, инструкции по движению поездов за 1940 год, роман Стендаля «Красное и черное» в переводе Георгия Блока 1946 года издания и не только. Кстати, книга – также часть фотозоны. Ведь отправившись в путешествие на поезде, время в дороге нередко коротали за чтением.
Магистраль – это еще и пассажирский багаж. Поэтому сотрудники музея так заинтересованы в пополнении коллекции чемоданов.
– Их мы хотели бы использовать для проведения здесь тематического занятия «Соберись в дорогу», – делится планами Наталья Ярош. – Вы помните стихотворение Самуила Маршака «Багаж»? Именно оно ляжет в основу занятия с нашими маленькими гостями, а ребятам постарше предложим собрать багаж в соответствии с выбранным маршрутом. Например, кто-то отправится на море, а кто-то – к бабушке в деревню. Дабы это осуществить, нам нужен и хороший предметный ряд: шарф, шапка, купальник, шляпка и другое. А еще хотелось бы пополнить «парк» макетов новым экземпляром – почтовым вагоном. Надеюсь, найдется мастер, который поможет нам воссоздать его в миниатюре.
Идей у сотрудников музея еще много. И не только для исторической экспозиции. Пока кипит работа над ее оформлением, гости барановичского «паноптикума» с удовольствием посещают выставку железнодорожной техники под открытым небом. Она первая в Беларуси (открыта 30 июля 1999-го), расположена в парковой зоне в пяти минутах ходьбы от вокзала. Там представлены паровозы, тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны разных лет (многие из них являются экспозиционными залами), ремонтная и военная техника, в том числе зенитная пулеметная установка, которую можно увидеть в фильме «А зори здесь тихие…». К слову, в годовщину открытия железнодорожного сообщения Москва – Брест (это произошло 150 лет назад – 16 ноября 1871-го) полк «тяжеловесов» пополнил тепловоз серии ТГМ23В. В музее есть и его «дедушка» – маневровый танк-паровоз 9ПМ, ставший прототипом для локомотивов серии ТГМ.
Многие экспонаты можно потрогать руками и даже прокатиться. Например, на ручной дрезине, которая пользуется большой популярностью у посетителей. Как и чугунный колокол на здании дежурного по станции: нужно загадать желание и сделать два четких удара, чтобы оно исполнилось. Благодаря сотрудникам музея, которые занимаются любимым делом, каждый из раритетов будто оживает во время экскурсии. От этого выставка железнодорожной техники под открытым небом становится еще более впечатляющей. О чем красноречиво свидетельствуют отзывы гостей в книге посетителей.
В минувшем году в музее побывали около 13 тыс. человек, в том числе и люди с ограниченными физическими возможностями, учащиеся подшефной городской средней школы № 16, где также есть дети с инвалидностью. К слову, инклюзивной будет и историческая экспозиция – тех, кому сложно передвигаться, в зал доставит специальный лифт.
Барановичский «паноптикум» принимает гостей не только из разных уголков Беларуси, но и из-за рубежа: Китая, Казахстана, России, Украины, Польши, Канады, США и других стран. Пока предлагают только две экскурсии – обзорную и вечернюю «В свете фонарей». Последней всего несколько месяцев, однако уже с первого дня она привлекла внимание: желающих отправиться на поиски приведения кочегара по «следам», оставленным им на паровозах, немало. В этом году сотрудники музея планируют порадовать гостей новой тематической экскурсией. Также в планах – разработка и выпуск сувенирной продукции. Пока на память гости увозят море впечатлений, фотографии и оригинальный входной билет. Многие обещают побывать здесь вновь.
Анастасия
МЕЛЕХОВА